Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собрание и тексты

Акафист святителю Николаю Сербскому и всепрославленому, брошюра, ц/сл, СРБ Святых Царя Николая и владыки Николая, 2010, 38 с.

Акафист святителю Николаю Сербскому и всепрославленому, епископу Жичскому и Охридскому, является первым ему акафистом, изданным на церковно-славянском языке, хотя в Сербии существует уже целый ряд произведений этого жанра на сербском.

Он стал тщанием  Сербско-Русского Братства Святых Владыки Николая и Царя Николая и Славянского Общества г. Кралева – центра Жичской епархии Сербской Православной Церкви, на кафедру которой в 1919 г.

, ровно через 700 лет после первого сербского архиерея Святителя Саввы, был рукоположен Владыка Николай (Велимирович).

И хотя вскоре Владыка был вынужден отправится в Старую Сербию, на озеро Охрид, где пережил духовное перерождение и из блестящего православного оратора-проповедника и мыслителя стал Святым Владыкой Николаем Сербским, с середины 30-х годов вплоть до кончины, его жизнь была связана с Жичской епархией.

В Акафисте находят своё выражение разнообразнейшие события его богатой жизни: от рождения в с.

Леличе Валевского края, похищения его разбойником и выкупа у него, спасения из ледяной и быстрой речки Градца, через служение военным священником в годы I Мiровой войны и преодоление вместе с сербской армией тяжелейшего перехода в Албанию, далее служения сербскому народу уже в епископском сане на Охриде и возглавления народного Богомольческого движения.Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собрание

Самые скорбные события он пережил в годы II Miровой войны в Кралеве, когда оккупанты тысячами расстреливали его мирную паству как заложников в отмщение за нападения на их войска.

Владыка своим жертвенным подвигом остановил кровопролитие, но после того был арестован и в конце войны оказался в концлагере Дахау, где пережил как искушение духом злобы поднебесной, так и Посещение Божие.

После войны, будучи причислен новой коммунистической властью к «врагам народа», нашёл приют в Америке, в среде русских православных, так же невольных изгнанников из отчизны. Завещав положить в свой гроб горсть сербской земли, Владыка предвидел своё возвращение в земное отечество, в родной Лелич, где уже 20 лет почивает мощами.

Главное же в Акафисте – не земная история святого, но похвальная песнь ему, подобному нам человеку, однако, преодолевшему греховное естество, по воздержанию, нестяжанию и молитвенному духу равному едва ли не ангелам небесным, чему он и служит нам примером и научает нас своими богодухновенными писаниями.Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собрание

   Даты памяти святителя Николая Сербского: 18 (5) марта — упокоение; 3 мая (20 апреля) — перенесение мощей

Тропарь святителю Николаю Сербскому. Глас 8

  • Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собрание Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собрание Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собрание

Источник: http://sloven.org.rs/rus/?p=290

Святитель Николай Сербский о молитве

Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собраниеЛюбая молитва, как самая краткая, так и самая пространная, должна содержать три вещи: благодарение, прошение, славословие.

Некий вельможа жил в своем дворце в роскоши и неге. Никто в мире не мог сравняться с ним ни по богатству, ни по силе, ни по здоровью. Однако, пресытившись всем на свете, вельможа почувствовал всем сердцем, как пуста и бессмысленна его жизнь, и обуяла его тяжкая хандра.

И вот однажды утром собрался он в далекий путь, чтобы обрести утешение и радость жизни. Вскочил он на коня и в сопровождении свиты отправился в дорогу. Путь был далек и долог, но богач не встретил ничего такого, что порадовало бы его душу и согрело.

И всадники, и кони уже устали до изнеможения, когда они подъехали к одному полю, на котором трудился одинокий пахарь. Участок обрамляли величественные дубы, дававшие густую тень. Вельможа спешился, чтобы передохнуть в тени.

Пока слуги распрягали усталых коней, взгляд господина рассеянно скользил вокруг, пока не остановился на пахаре посреди нивы.

И видит вельможа необычную картину: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – в борозде на коленях с воздетыми к небу руками непрестанно восклицает: «Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя! Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя!»

  • В полном недоумении от поразительной картины вельможа подошел к пахарю и спросил:
  • – За что ты так благодаришь Бога, приятель?
  • – Пал у меня один вол, – ответил пахарь.

– И ты за это благодаришь Бога? – недоуменно и насмешливо переспросил богач.

– Да, за это.

– Ничего не понимаю! – недоумевает богач. – Другой бы на твоем месте рыдал, стенал и жаловался на несправедливость неба и земли, а ты благодаришь. Объясни, за что ты благодаришь Бога, прошу тебя.

Вздохнул пахарь и говорит:

– Я человек грешный, потому-то и свалилось на меня это несчастье. Вместо того, чтобы наказать смертью за мои грехи меня самого, Господь взял у меня одного вола.

Как же мне не благодарить Его? В прошлые годы милостью Божией было у меня несколько пар волов, и я знаю, что это от Него было, и благодарил Его. Теперь явлена Его святая воля: из последней пары взять одного вола.

Вот я и думаю, что должен быть благодарен Ему, когда Он забирает, точно так же, как и когда Он дает. Слава Богу за все!

Удивился вельможа еще больше и снова спрашивает:

– Хорошо, но как же теперь ты станешь пахать на одном воле?

– Господь управит! – ответил пахарь, и лицо его осветилось легкой улыбкой.

Вельможа с укоризной подумал, что он, живущий во дворце в богатстве и неге, годами не улыбался так светло, как этот бедный крестьянин, который остался в поле с одним волом, но не перестал уповать на Господа. Тогда богач запустил руку в карман, достал несколько золотых и протянул их крестьянину.

– Вот, возьми, – сказал он, – да купи себе другого вола. Сегодня я научился у тебя многому.

Крестьянин принял деньги и радостно воскликнул:

– Не говорил ли я тебе, господин, что Господь все управит? – Он опять воздел руки к небу и громко повторил: – Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Вельможа отправился в обратный путь. Когда же прибыл он на место, то увидел, что его дворец объят пламенем. И глядя на это, он опустился на колени, воздел руки и воскликнул:

– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Слуги весьма удивились такому поступку своего господина, но он им сказал:

– Не удивляйтесь. Я не умел благодарить Господа, когда Бог мне давал, зато теперь вдвойне благодарю Его, когда Он отнимает! Теперь настало для меня время труда и усилий, а это и есть то единственное, что наряду с верой в Бога может вернуть смысл и радость моей жизни. Не бойтесь, Господь все управит!

И вельможа предался труду созидания нового дворца. Тогда дух его воспрял, на душе прояснилось, сердце развеселилось. И привык богач изо дня в день благодарить Бога за все.

Мораль этой притчи ясна: нужно быть всегда благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога. И пусть никто не говорит: «Постигла меня беда, разве и за это я должен благодарить Бога?!» Да-да, должен благодарить и за это точно так же, как если получаешь от Бога то, что называешь богатством, счастьем, прибылью, успехом.

Дорогой читатель, ты можешь углубиться в Священное Писание и прочитать там чудесную повесть о многострадальном Иове, которая написана для того, чтобы быть вечным утешением всем страждущим.

Из той книги ты научишься, что нужно быть благодарным Богу всегда: и когда Он жалует, и когда забирает, ибо увидишь: даже когда Господь забирает, Он забирает не со зла, не для того, чтобы напакостить человеку, но чтобы помочь человеку через страдание окрепнуть духом и возвыситься душой до небес.

Если и дальше станешь читать Священное Писание, достигнешь того совершенства, что всякое свое страдание сумеешь объяснить, а как только ты его объяснишь, страдание потеряет свое отравленное жало, которым оно жалит тебя, покуда ты считаешь его случайным и бессмысленным.

Когда садовник заботливо окапывает деревья в саду, часто поливает их, он желает своим саженцам добра. Но когда он их подрезает или обламывает и белит, разве в этом случае он меньше желает им добра?

ПРОШЕНИЕ

У одного человека росли перед домом две черешни. Одна имела скверный характер, а другая – добрый. Когда бы не выходил хозяин из дома, обе звали его к себе и о чем-то просили.

Дурная черешня всякий раз требовала разное.

То настойчиво просила: «Окопай меня!», то «Побели меня!», то «Напои меня!», то «Отведи излишнюю влагу!» А добрая черешня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!»

Хозяин был одинаково милостив к обеим, заботливо ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы. Он делал все, что было угодно и той и другой, иначе говоря, для капризной черешни исполнял все, чего бы она ни потребовала, а для доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью получить прекрасный и обильный урожай.

И что же потом случилось? Черешня с дурным характером сильно разрослась, ствол стал толще, ветви блестели, будто маслом смазанные, а обильная листва стала темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие о нее добрая черешня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.

Когда же пришло время урожая, дурная черешня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая черешня принесла обилие очень вкусных ягод.

Стыдно стало дурной черешне, что она не смогла дать такого прекрасного урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя за это его самого. Хозяин рассердился и ответил:

– Разве в этом виноват я? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, как твоя соседка, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты делала вид, что умнее того, кто тебя посадил, вот потому ты и осталась бесплодна.

Горько раскаялась дурная черешня и обещала хозяину, что в следующем году и она будет думать только об урожае и только об этом станет просить, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя так же, как добрая черешня. И на следующий год обе черешни принесли одинаково хороший урожай, и радость их и хозяина была велика.

Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.

Хозяин сада суть наш Господь Бог, а люди – Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от своих насаждений урожая. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь», – говорится в Евангелии (Мф. 7, 19).

Поэтому прежде всего и больше всего нужно заботиться об урожае. И должно молиться Господу Богу, Хозяину и «Господину жатвы» (Мф. 9, 38), о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах.

Подумай, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.

Итак, что нужно просить у Бога? В первую очередь нужно просить то, что является самым лучшим, самым великим и самым вечным. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Божие.

Когда мы просим Бога в первую очередь об этом, Он дарует вместе с этим богатством и все остальное, что нам требуется на этом свете.

Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только наряду с главным.

Сам Господь учит нас молиться и о хлебе насущном: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6, 11). Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о пришествии Царствия Небесного и о владычестве воли Божией так же и на земле, как на Небе.

Читайте также:  Молитва Спиридону Тримифунтскому на защиту от воров: особенности заговора от злоумышленников

Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – прах земной, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом не просит. Дает их животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания.

Самые драгоценные богатства, то есть богатства духовные, такие, как радость, мир душевный, доброту, милосердие, терпение, веру надежду, любовь, мудрость и другие, Господь Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но дает их лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и будет о них просить.

СЛАВОСЛОВИЕ 

Любые добродетели, которые люди на земле воспевают, лишь слабая тень неисчерпаемых и непреходящих добродетелей, которые в Боге и от Бога.

Ангелы сознательно славословят Его на небесах день и ночь, воспевая «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!» Вся сотворенная природа бессознательно прославляет Бога, исполняя Его Закон.

И человеку нет причин отставать от этого хора славословия. Так пусть человек восславит Господа от всей души, пусть славит Его всегда и везде, но особенно тогда, когда возносит молитву свою к Нему.

Источник: http://krest.kz/svyatitel-nikolaj-serbskij-o-molitve/

Св николай сербский молитва о доме

Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собрание

Чудотворные слова: св николай сербский молитва о доме в полном описании из всех найденных нами источников.

Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века, названным «новым Златоустом». Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей.

При фашисткой оккупации пережил и ссылки в дальние монастыри под охраной, и в конце войны плен в концлагере. Он выполнил редактирование сербского перевода Нового Завета, сделанного в свое время Вуком Караджичем.

После освобождения из-за коммунистического режима Югославии перебрался в США, где продолжил свои богословские и пастырские труды до самой смерти.

Святитель Николай Велимирович – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов.

Тропарь святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 8:

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, славо и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 3:

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу, епископу Охридскому и Жичскому:

  • Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу. Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. Святитель Николай Сербский – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов

Канон святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

  • Канон святителю Николаю Сербскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:

  • Жизнеописание святителя Николая Сербского Велимировича, епископа Охридского и Жичского – иеромонах Игнатий Шестаков

Труды святителя Николая Сербского Велимировича:

  • Миссионерские письма – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Молитвы на озере – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • В чем причины экономических кризисов? – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Евангелие о Крещении Господа – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Христианское православное исповедание веры – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Святой князь Владимир – Креститель русских – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Вознесение Господне – святитель Николай Велимирович
  • Евангелие о Вознесении Господа – святитель Николай Велимирович

Молитвы святителю Николаю Сербскому

К святому Николаю обращаются с молитвой о помощи в укреплении веры и защите от сект, в защите от всякого врага себя и своего дома, в даровании сил на борьбу с болезнью, в успехах в учении.

Молитва Николая Сербского за врагов

  • Благослови врагов моих, Господи.
  • И я их благословляю и не кляну.
  • Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои.
  • Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное.
  • Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли.
  • Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.
  • Благослови врагов моих, Господи.
  • И я их благословляю и не кляну.
  • Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.
  • Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.
  • Они мучили меня, когда я от мук бегал.
  • Они поносили меня, когда я льстил себе.
  • Они плевали в меня, когда я был горд собой.
  • Благослови врагов моих, Господи.
  • И я их благословляю и не кляну.
  • Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.
  • Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.
  • Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.
  • Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.
  • Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.
  • Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.
  • Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.
  • Благослови врагов моих, Господи.
  • И я их благословляю и не кляну.
  • Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.
  • Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.
  • Да истают надежды мои на земное, как паутина.
  • Да воцарится смирение в душе моей.
  • Да станет сердце мое могилой близнецам злобным — гневу и гордости.
  • Да соберу на небесах все сокровища свои.
  • Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.
  • Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.
  • Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.
  • Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла — враги или друзья.
  • Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.
  • Раб клянет врагов, ибо не ведает.
  • Сын их благословляет, ибо ведает.
  • Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его.
  • Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.
  • Благослови врагов моих, Господи.
  • И я их благословляю и не кляну.

Молитва Николаю Сербскому о защите дома

Боже, благослови входящего в сей дом, защити и сохрани исходящего из него

Источник: https://xn—-7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/sv-nikolaj-serbskij-molitva-o-dome/

«Благословляйте проклинающих вас…» Молитва. Святитель Николай Сербский

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

Молитвы святителю Николаю Сербскому: полное собрание

Враги меня сделали странником в царстве земном и лишним среди земных жителей. Как  зверь находит лучшее убежище, будучи гоним, чем пребывая в покое, так и я, гонимый врагами, нашёл надёжное убежище под Твоим покровом, где ни враги, ни приятели не смогут погубить души моей. Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю и не проклинаю.

  • Они исповедали грехи мои перед всем миром.
  • Они меня били, когда я сам себя малодушно щадил.
  • Они мучали меня, когда я избегал мучений.
  • Они ругали меня, когда я сам себя начинал хвалить.
  • Они плевали мне в лицо, когда я начинал высоко думать о себе.
  • Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.
  • Когда я пытался казаться мудрым, они называли меня безумцем.
  • Когда пытался казаться сильным, они высмеивали меня.
  • Когда хотел возглавить народ, они оттеснили меня назад.
  • Когда я спешил обогатиться, они наносили мне удар железной рукой.
  • Когда собирался мирно поспать, они будили меня.
  • Когда строил дом на долгие безпечные годы, они разрушали его и прогоняли меня.
  • Действительно, враги отрешили меня от земного мира и протянули руки мои, чтобы ухватиться за край Твоей ризы.
  • Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.
  • Благослови и умножи их, и еще более ожесточи против меня,
  • чтобы бегство мое к Тебе было безвозвратным;
  • чтобы надежда моя на людей расторглась подобно паутине;
  • чтобы  смирение полностью воцарилось в душе моей;
  • чтобы сердце мое стало гробом для двух зол-близнецов: гордости и гнева;
  • чтобы все мои сокровища собирались только на Небе;
  • чтобы разом освободиться от самообмана, который спутал меня сетями лукавой жизни.
  • Враги научили меня – что мало кому известно —  человек не имеет врагов в этом мире, кроме самого себя.
  • Только тот ненавидит врагов, кто не понял еще, что все враги являются его суровыми  приятелями.
  •  Тяжело мне оценить, кто больше сделал мне добра в этом мире: враги или приятели.
  • Господи, благослови, поэтому и врагов и приятелей моих.
  • Раб проклинает врагов по неведению своему, а сын их благословляет, потому что пребывает в ведении.

Знает сын, что враги не могут прикоснуться к его жизни. Поэтому свободно шагай среди врагов и молись о них Богу.

Источник: https://3rm.info/publications/32562-blagoslovlyayte-proklinayuschih-vas-molitva-svyatitel-nikolay-serbskiy.html

Николай Сербский: житие и книги святителя, цитаты, молитва о врагах, акафист и тропарь святителю

Николай Сербский — один из величайших епископов Сербской Церкви, блестящий проповедник и мыслитель. Практически наш современник, в жестокую и страшную первую половину ХХ века он стал подобен древним пророкам, его слова достигали сердец людей, жгли их и заставляли действовать.

Детство Николая

Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года в маленьком горном селе Лелич недалеко от городка Валево. Он был старшим сыном у глубоко набожных Драгомира и Катарины Велимировичей.

Происхождение и рождение

Семья была большая, родители-крестьяне пользовались уважением у соседей. Мальчика крестили в монастыре Челие, дали ему имя Никола. Все дети воспитывались в любви и послушании Богу, мать часто водила детей в монастырь на службы.

Семья

С раннего детства дети были приучены к крестьянскому труду, каждая пара рук была необходима в большом хозяйстве. Детей в семье не баловали, крестьянская жизнь была тяжелой, труд был изнурительный. Восемь младших братьев и сестер Николы умерли в детстве и отрочестве. У старшего тоже были проблемы со здоровьем.

Школьные годы

Отец сам отвел старшего сына в монастырскую школу. Необходимо было научить его грамоте, чтобы хоть кто-то в семье умел читать повестки от властей и мог на них отвечать. Учеба давалась Николе очень легко, усердие и старание никогда не оставляли его, эти качества сделали его лучшим учеником в школе.

Читайте также:  Молитва Митрофану Воронежскому о финансовом благополучии детей: формы молитвенных обращений

Учитель Михаил Ступаревич часто беседует с родителями Николы и убеждает их, что мальчик должен учиться дальше. Родители дали на это согласие, невзирая на то, что хозяйство нуждалось в его рабочих руках. Мечталось, что старший сын станет учителем или инженером.

Юношеские годы и молодость

Время было неспокойное, в воздухе пахло порохом.

Никола Велимирович продолжил обучение в Валевской гимназии. После окончания 6-го класса, патриотически настроенный, он подает документы в военное училище. Комиссия не пропустила мальчика по состоянию здоровья.

Студенческие времена

Никола подает документы в Белградскую семинарию, куда его приняли. Учился Велимирович с полной отдачей сил, кроме обязательной программы читал классиков: Гюго, Гете, Пушкина, Достоевского, Шекспира. На протяжении всей учебы он был лучшим семинаристом, преподавателей и соучеников удивлял его ораторский дар.

После семинарии:

  1. Никола два года работал учителем в сельской школе недалеко от Валева.
  2. Потом церковное священноначалие дало ему государственную стипендию, благодаря которой он смог учиться в Швейцарии, в Берне, на Старокатолическом факультете.
  3. Там Велимирович защитил диссертацию, стал доктором богословия.
  4. Но для способного и любознательного молодого человека этого было мало — он поступил на философский факультет в Оксфорде.
  5. Результатом стала защита еще одной диссертации, по философии Беркли.

Монашеский постриг

В 1909 году Никола Велимирович возвращается на родину и начинает преподавать в Белградской семинарии. Студенты любили его за умение дать материал любой сложности в доступной форме, за его блестящую подготовленность, за изысканные манеры и речь. Сотрудничал Никола и с церковными изданиями, выходили его статьи религиозной направленности.

Но молодого преподавателя неожиданно сразила тяжелая болезнь. Более шести недель провел он в больничной палате, но твердо верил:

«Если мое служение Богу угодно, Он спасет меня»

Так и произошло, после выздоровления Никола посвятил жизнь Богу, своему народу и Сербской Церкви. В монастыре Раковица недалеко от Белграда появился новый послушник, который через несколько месяцев послушания принял постриг с именем Николай. В самом конце 1909 года произошло рукоположение Николая в сан священника.

Сербский митрополит Димитрий отправляет отца Николая в Россию, где владыка провел больше года, учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Там он привлек к себе внимание знаниями и даром проповеди.

Питерский митрополит Антоний был удивлен обширными познаниями сербского студента. Он помог Николаю в получении стипендии для паломничества по святым местам России. Целый год провел владыка Николай в поездке по стране, хорошо узнал богословские русские традиции, всем сердцем полюбил Россию.

Военные годы

Первая мировая война была освободительной для сербского народа. Отец Николай поддерживал свой народ не только речами,но и участием в сражениях, он добровольно отправился полковым священником воинского соединения под Белградом.

Но гораздо больше пользы своей стране владыка мог принести своим ораторским искусством, знанием психологии души. В начале 1915 году правительство Сербии отправило иеромонаха в Великобританию, а затем в США с дипломатической миссией.

Мудрость и красноречие владыки помогли донести до западных союзников весь ужас страданий сербского народа. Начал он с того,что играл на фруле (дудочке) в парках Лондона, денег не просил, а собравшемуся народу говорил:

Слова простые, но они сделали невероятное — англичане, а потом и американцы начали отправляться добровольцами на Балканский фронт, где в Корфу находилась сербская армия, помогали материально сербским беженцам. Более четырех лет неустанно проповедует отец Николай, его слова были услышаны, на Корфу появилось несколько британских госпиталей, спасавших сербских раненых солдат.

В начале 1919 года Сербская церковь избрала владыку Николая Жичским епископом. Неустанная работа святителя на благо православной Сербии обновила веру в народе, возродилось монашество: мужское и женское.

В Жичской и Охридской епархиях восстановлены кладбища, очищены и освящены источники. Особая забота была о детях: с помощью владыки Николая были открыты благотворительные детские дома в нескольких городах.

Началась Вторая мировая война, святитель Николай Сербский Велимирович молился за свой народ в монастыре Жича. Оккупанты перевели его под домашний арест в соседний монастырь Любостынь.

Содержание столь влиятельного священнослужителя в небольшом монастыре превратилось в большую проблему для оккупантов. Он был перевезен в монастырь Войловица недалеко от города Панчево. Туда же был доставлен и патриарх Сербский Гавриил.

Условия содержания были жесткие:

  • постоянная охрана;
  • постоянно закрытые двери и окна;
  • запрет принимать посетителей и почту;
  • полная изоляция от внешнего мира.

В конце 1944 года патриарха сербского Гавриила и владыку Николая немцы перевезли в концентрационный лагерь Дахау. Здесь была написана молитва Николая Сербского о врагах.

Огромная сила и мудрость звучит в этой молитве. В лагере они оставались до освобождения американскими войсками, спасались молитвами, верой, надеждой на Провидение Божье.

Молитва о врагах

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

  • Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.
  • Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.
  • Они мучили меня, когда я от мук бегал.
  • Они поносили меня, когда я льстил себе.
  • Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

  1. Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.
  2. Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.
  3. Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.
  4. Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.
  5. Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.
  6. Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.
  7. Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

  • Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.
  • Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.
  • Да истают надежды мои на земное, как паутина.
  • Да воцарится смирение в душе моей.
  • Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости.
  • Да соберу на небесах все сокровища свои.
  • Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.
  • Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.
  • Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.
  • Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья.
  • Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Зрелый возраст

Отец Николай не мог вернуться на Родину, потому что новая власть объявила его предателем. Вся последующая жизнь святителя связана с русским монастырем Святого Тихона в штате Пенсильвания.

Церковная служба

Здоровье святителя ухудшалось, но он продолжал активно трудиться. Церковная работа занимала большое место в его жизни, проповеди святителя привлекали огромное количество людей.

Его дар проповедника с годами становился все ярче и привлекательнее для прихожан. Темами проповедей часто становился человеческий грех.

Владыка предупреждал, что дети могут страдать от грехов родителей, призывал не грешить.

Последние годы жизни

Дни проходили в молитвах и церковных службах. Всего за день до ухода к Богу он отслужил Божественную литургию и причастился. Святитель умер 18 марта 1956 года.

Канонизация святителя

Сербский народ глубоко любил и почитал епископа Николая Велимировича. Его бескорыстность, самоотверженное служение и готовность помочь никого не оставляли равнодушным.

К святому обращаются с молитвой о защите от всякого врага, защите себя и своего дома, о помощи в защите от сект, укреплении веры, об успехах в учении, поддержке в борьбе с болезнью. Акафист (хвалебное песнопение) владыке переведен на русский язык, здесь отражены все события его жизни. Тропарь в дни памяти владыки раскрывает все его подвиги. Житие святителя описано во многих книгах.

Мощи святителя Николая были были перевезены в Сербию в 1991 году. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 2003 года единогласно причислил епископа Жичского Николая к лику святых.

Писательская деятельность

Епископ Николай имел прекрасное светское и церковное образование, которое в сочетании с глубокой верой и духовностью делало его выдающимся проповедником. Владыка был очень талантлив и в своих многочисленных богословских произведениях, и в способности доступно излагать основы православной веры. Многие книги изданы на русском языке.

Нравственно-аскетические труды

Святитель Николай рассказывает о путях человеческих, какие ключи открывают двери в Царство Божие, а также о том, что может эти двери запереть.

Поэтичность языка и простота делает произведения святителя шедеврами:

  1. Молитвы на озере.
  2. Мысли о добре и зле.
  3. С нами Бог.
  4. Поучения на каждый день года.
  5. Чудеса Божии.
  6. Любостыньский стослов.
  7. Семь ключей к жизни. Мысли о пути человека к Небу.

Религиозно-философские труды

Великая книга, единственная на свете, называется Радостная весть. Это — Евангелие, учение Христа, радостная благая весть. Учение о радости. Она везде, даже в страданиях, слезах и смерти.

Все это глубоко и проникновенно доносит нам святитель Николай в своих трудах:

  1. Царев завет.
  2. Символы и сигналы.
  3. Индийские письма.
  4. Стеклянные глаза Индии.
  5. Феодул, или раб Божий.
  6. Кассиана. Повесть о христианской любви.
  7. Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле?

Богословские книги

Святитель Николай передает свои пастырские наставления и размышления христианам, истины духовной жизни он доносит до каждого в понятных и простых примерах, учит видеть и слышать Бога в окружающих нас предметах, поступках людей, событиях, наставляет, как жить христианину в современном мире.

О вере, безверии и совести, о милосердии и величии Творца:

  1. Война и Библия.
  2. Единый Человеколюбец.
  3. Библейские темы.
  4. Богородица на смертном одре.
  5. Слово о законе.

Основы православия

Владыка Николай часто обращался к народу с объяснениями православной веры. Его книги являются отечески вдохновенными и достоверными.

Каждая книга по основам православия — это живой и современный катехизис — изложение и объяснение библейского текста, содержания Символа веры:

  1. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею.
  2. Как правильно молиться?
  3. Во что мы верим? Объяснение символа веры.
  4. Толкование заповедей блаженства.
  5. Толкование молитвы Господней: Отче наш…
  6. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви.
  7. Верую. Вера образованных людей.

Проповеди

«Творите дела правды» — учил прихожан святитель Николай. П роповеди Владыки полны заботы и любви о ближнем.

В книге «Творите дела правды» собраны избранные проповеди святителя, вот некоторые:

  1. Помоги Боже, всем нам помоги.
  2. Видение невидимого.
  3. О святых Ангелах Божиих.
  4. Перед зеркалом.
  5. Беседы.
  6. Проповедь под горой.

Большое творческое наследие богослова и писателя издается во всем православном мире. Его «Миссионерские письма» — непревзойденный памятник духовной литературы XX века.

Великий знаток души, православной веры и человеческого бытия объясняет глубочайшие истины и мысли доступно для людей с любым уровнем жизни и образования.

Очень жаль, что из множества писем сохранилось только около трехсот.

Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/nikolaj-serbskij.html

Чудотворная молитва Николая Сербского

Богослов Николай Сербский оставил после себя богатое духовное наследие. Он обладал удивительным даром слова, даром сострадания и любви, так говорить о Христе мог только тот человек, который жил Христом.

«Молитвы на озере» Николая Сербского, это проникновенная беседа человеческой души с Создателем.

Читайте также:  Молитва Александру Невскому о здравии военнослужащего: о чем просят и читать с ударениями или без

Молитва, говорил Николай Сербский, раскрывает границы души до размеров Вселенной, дает возможность открыть Бога везде, и всюду видеть Его гармонию.

Молитва Николая Сербского о врагах

Удивительная по мудрости и силе молитва Николая Сербского о врагах, в которой святитель не клянет, а благословляет врагов своих их, просит Господа многократно умножить их силы и еще сильнее ожесточить против него. Николай пишет, что именно враги, разрушая все надежды на земное, решительно толкали его к Богу.

Эта молитва была написана Николаем Сербским, человеком, которой находился в немецком концлагере Дахау, печально известном как лагерь смерти. Николая освободили союзнические американские войска накануне дня победы.

Удивительным является то, что пережив в лагере страшные муки, Сербский выходит из лагеря, не сломленный и опустошенный, а с призывом к покаянию всем людям.

Толкование Господней молитвы Николаем Сербским

Все духовные труды Святителя отличаются необычайной яркостью слова и простотой понимания. Одной из заглавных молитв христианства является Господняя молитва, однако, не все верующие понимают, о чем она.

Есть много разных вариантов толкования богословами этой молитвы, однако, одним из лучших является объяснение Господней молитвы Николая Сербского — оно наиболее приближено к пониманию современного читателя.

Толкование Господней молитвы Николая Сербского будет интересным и тем, кто только пришел к вере, и тем, кто уже давно исповедует православие.

Текст молитвы Николаем Сербским о защите

За истиной бежит душа моя, Сыне Истины, и бегу нет конца, и не знает она имени усталости.

Но смирись, душа, и смирением привлеки истину. Как назовешь того, кто скажет среди полночи: не могу без света, должен я бежать к солнцу, чтобы принести несколько лучей?

К чему начинать бег тысячелетний, если свет быстрее тебя и может оказаться в объятиях твоих в несколько мгновений?

Откройся свету, душа, и свет придет в тебя.

Стены, отделяющие тебя от истины, кажутся тебе скалами неприступными, и стараешься ты преодолеть их изнурительными усилиями, они же суть твое создание и слабее белой пены озерной.

Если бы открылись очи твои так, чтобы увидеть тебе, что нет их! Воистину, существование стен сих лишь от зрения твоего зависит. Если не пожелаешь замечать их, лишатся они существования своего.

Видел я цыпленка, бегающего по кругу, очерченному мелом на черной доске. Долго наблюдал я, как бегает он, не решаясь пересечь линию белую, должно быть казавшуюся ему или существом живым, или стеною высокой.

Такова, сказал я в печали, и душа моя, когда, подобно цыпленку, думает, что от свободы отделяют ее великаны грозные или стены крепостные. Воистину, темница ее из стен, тоньше волоса.

Стены темницы твоей, душа моя, сложены из страха житейского, вожделений и помыслов мирских. Стены эти тобою сложены по велению чувств твоих из материала, ими же для них созданного, а материал тот бессильнее пены озерной.

Вначале не имела ты чувств, и истина нераздельно была с тобою. Когда ослепла ты, послала чувства вдогонку за истиной. И вот, настигли борзые и схватили первую добычу легкую и волков принесли господину слепому, и ест он их вместо оленей.

Не гонись, душа моя, ибо погоня чувствам свойственна. Суетятся слуги и рабы, господин же спокоен.

Посмотри, в сокровенном уголке, где царит в тебе мир и чистота девственная, открылось предвечное око твое. Не видит око стен темницы, потому и не стремится в горы, созданные воображением твоим.

То Сын Истины, Единый от Святыя Троицы, что все Царство Небесное держит, от которого отгородилась ты, возжелав стать четвертой. Истинно говорю тебе, нет нигде над третьим четвертого.

Плясками своими и заигрываниями с тьмой сделала ты меня, душа моя, четвертым. Весь род твой – четвертый, и камнем он кинется в Сына Истины. Беги, душа моя бедная, из мира четвертых. Отрешись от всего, все оставь, все возненавидь – поклонись Истине Троической, через Сына Истины тебе подаваемой.

Господи истины и живота, помоги душе моей пасть к ногам Твоим и возрыдать: Ты еси бытие, Ты еси живот мой и истина, Всеблагий Сыне Святыя Троицы. Ты для меня все, Тебе предаюсь, нагая и нищая. Не имею ничего, чего бы лишилась я, ибо, кроме Тебя, не существует ничего. Помилуй мя и отверзи ми объятия Свои.

Источник: https://www.sudba.info/chudotvornaya-molitva-nikolaya-serbskogo/

Читать

Владыка О́хридский и Жи́чский, организатор православного народного движения в межвоенной Сербии; видный богослов и религиозный философ, почётный доктор нескольких мировых университетов.

Крупнейший сербский духовный автор, сквозь века турецкого владычества над Сербией перекинувший мост к поэтике средневековых сербских стихир, у которых училась образности юная русская литература… Святой, немало молитв вознёсший за Россию, немало страниц посвятивший ей — и ещё Россией не узнанный. Пастырь овчий, которого Бог сделал пастырем человеков.

Никола Велимирович родился в 1880 году в горном селе Лелич в западной Сербии. Один из девятерых детей в крестьянской семье, он был отдан набожными родителями в школу при монастыре «Челие» («Келии»).

Затем, окончив гимназию в городе Валево и Белградскую духовную семинарию, Никола Велимирович получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне, где в 28 лет ему была присвоена степень доктора теологии. Тема его доктората была «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».

Вслед за этим Никола Велимирович блестяще заканчивает философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат.

Вернувшись в Сербию, молодой доктор начинает преподавать в Белградской семинарии, и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах, сотрудничать с которыми начал ещё в юношеском возрасте.

Как это часто бывает с людьми, избранными Господом, Никола Велимирович неожиданно тяжело заболевает. В больнице он даёт себе слово в случае исцеления всего себя посвятить Богу и родной. Церкви.

Сразу же вслед за этим болезнь оставляет его, и, не медля ни одного лишнего дня, Никола Велимирович принимает монашеский постриг, становясь из Николы — Николаем.

В 1910 г. иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Долго в Академии даже не знали о том, что он к тому времени уже окончил два известных европейских университета.

Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где речью своей о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у правительства стипендию на путешествие по России.

Таким образом о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений.

В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти Царской семьи.

За «нерешительностью» и «безволием» последнего русского Императора, о чем немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера Николая Второго и иной смысл предреволюционных лет русской истории.

«Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения, — писал владыка Николай в 1932 году.

— Это долг любви, которая с завязанными глазами идёт на смерть, спасая ближнего своего. …Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть.

Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти.

Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошёл на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землёй, что наша свобода и.

государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости…»

Во время первой мировой войны о. Николая можно было видеть на боевых позициях: он исповедовал и причащал сербских солдат, и укреплял их дух проповедью. Вес своё жалование он до конца войны перечислял на нужды раненых.

По поручению сербского правительства о. Николай побывал также в Англии и Америке, где в публичных выступлениях разъяснял общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Командующий английскими войсками заявил впоследствии, что «отец Николай был третьей армией», сражавшейся за сербскую и югославянскую идею.

Примечательно, что сразу по окончании первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения.

Знаток западной философии и культуры, он до подробностей точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «цивилизованная Европа».

Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» назвал владыка современную ему атеистическую культуру.

В 1920 году о. Николай был поставлен епископом в О́хрид — древний город в Македонии, лежащий близ одного из прекраснейших в мире озёр — Охридского озера.

Здесь, в колыбели славянской письменности, где словно бы ещё жили отзвуки проповедей Кирилла и Мефодия, владыкой Николаем, уже зрелым духовным писателем, были созданы истинные жемчужины его творчества: «Молитвы у озера», «Омилие» «Охридский» пролог и другие.

Вообще же, собрание сочинений владыки Николая насчитывает пятнадцать томов — факт удивительный, если учесть, что ни на день не прерывался его подвижнический труд по епархии. Владыка выезжал в самые отдалённые концы её, встречался с верующими, основывал сиротские дома, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей.

Понимая опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил так называемое «богомольческое движение» в сербском народе, призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдалённых горных сёлах. «Богомольцы» не составляли какой-то особой организации.

Это были люди. готовые не только регулярно посещать храм, но и повседневно жить по канонам своей Православной веры, по христианским укладам родной страны, привлекая своим примером и других. «Богомольческое» движение, распространившееся стараниями владыки по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением.

В 1934 году епископ Николай был назначен владыкой Жи́чской епархии. Духовный центр её, древний монастырь Жи́ча, требовал всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в этой части центральной Сербии.

И здесь, как и в Охриде, владыке Николаю пришлось упорядочивать монастырскую и церковную жизнь, нарушенную мировой войной, а если смотреть глубже, — пяти-вековым турецким владычеством на Балканах.

Вскоре, трудами и молитвами владыки, множество древних церквей засияли светом, которым сияли они, возможно, ещё в средние века.

Началась вторая мировая война, когда Сербия, уже в который раз в истории, разделила судьбу с Россией. Гитлер, нашедший себе преданных союзников в хорватах, закономерно предполагал в сербах своих противников.

Разрабатывая план вторжения в Югославию, он приказывал своему командующему Южным фронтом, в частности, следующее: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской православной церкви, причём в первом ряду — патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…» Вскоре владыка вместе с Патриархом Сербским Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау — единственные в Европе церковные лица такого сана, взятые под стражу!

Их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. К сожалению, это освобождение не означало для владыки Николая возвращения на Родину. В Югославии в конце войны насильственным способом пришёл к власти атеистический, открыто антиправославный режим Иосифа Броза (Тито).

Находясь в эмиграции в Америке, владыка продолжал служить и работал над новыми книгами — «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец».

Его заботой была и отправка помощи в разрушенную войной Сербию.

В это время все его литературные труды на Родине были запрещены и оклеветаны, а сам он, узник фашистского концлагеря, превращён коммунистической пропагандой в «сотрудника оккупантов».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=313937&p=1

Ссылка на основную публикацию