Утренний тропарь Христу после Пасхи и до Вознесения: основные правила произнесения

Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до Пятидесятницы – семь: 1-я Неделя — Пасхальная 2-я Неделя — Фомина 3-я Неделя — святых жен-мироносиц 4-я Неделя — о расслабленном 5-я Неделя — о самаряныне 6-я Неделя — о слепом 7-я Неделя — святых отцев Первого Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.Утренний тропарь Христу после Пасхи и до Вознесения

Во время празднования Пасхи богослужения происходят по особым правилам, которые указаны в Триоди. Трио́дь, Триодио́н (др.-греч. Τριῴδιον, от др.-греч. τρία три и ᾠδή, ᾠδά песнь) — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны (трипеснцы), откуда и происходит название.

  •      Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на три части:
    — недели вне Триоди или, так называемые, недели по Троице
    — недели Постной Триоди (от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий)
    — недели Цветной Триоди (от Пасхи до Троицы)
  •      Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое название книги — Пентикостарион (Пятидесятница).
  •      Первоначальное же название Триоди – «Цветная» — объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди.

По своему построению она подобна Постной Триоди. Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на Апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела:
— Пасхальная седмица
— от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи
— от отдания Пасхи до Недели всех святых.

Песнопения Цветной Триоди, так же, как и Постной, являются творениями многих святых отцов; авторы некоторых из этих творений остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений — канон на Святую Пасху.

Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т.е. святым Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание этой книги дополнялось вплоть до XIV века, в частности, св. Никифор Каллист внес в нее синаксарии.

Период пения Триоди Цветной имеет некоторые уставные особенности в чтениях и пениях, относящиеся как к богослужебной, так и к келейной (домашней молитве).

С Великого Четверга до Вечерни в праздник Пятидесятницы отменяются все земные поклоны, за исключением поклонов перед Плащаницей в Великую Субботу и перед Святой Чашей на Божественных Литургиях всего периода. Домашние (келейные) поклоны отменяются от Пасхи до Троицы

От дня Святой Пасхи до Вознесения Господня не читается «Достойно есть…» во всех последованиях. Оно заменяется чтением Задостойника Пасхи «Ангел вопияще… Светися, светися…»

От Пасхи до Дня Святой Троицы не читается «Царю Небесный…», вместо этого читается троекратное «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав» до отдания праздника Пасхи.
От Вознесения до Троицы сразу читается «Святый Боже…».

На Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв, а так же в правиле ко Святому Причащению — вместо канонов читаются Часы Святой Пасхи.

В течении всей Светлой седмицы (со дня Пасхи до Антипасхи) не читается псалтирь.

Поминовение усопших не совершается со дня Пасхи до Радуницы — вторника Второй седмицы по Пасхе. На Радоницу по сложившейся практике совершают Панихиду.

Из богослужебных особенностей следует выделить:

Каждое богослужение до Вознесения Господня начинается троекратным пением или чтением тропаря Пасхи «Христос Воскресе из мертвых…»

  1. Пасхи до Вознесения читается Пасхальный канон и стихиры Пасхи.
  2. В пятницу Светлой седмицы и в среду Четвертой седмицы совершается освящение воды
  3. Особое поминовение усопших совершается во вторник Второй седмицы и в субботу перед Пятидесятницей.
  4. Все богослужения Светлой седмицы проходят при открытых Царских Вратах.
  5. После каждой Литургии на Светлой седмице совершается кресный ход.
  6. В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача верующим Пасхального Артоса
  7.      Советуем Ва также ознакомиться с материалами статьи «Страстная седмица, пасхальный цикл»

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/osobennosti-bogosluzhenij-vo-vremya-prazdnovaniya-paskhi.php

От пасхи до троицы, семь недель после пасхи

Утренний тропарь Христу после Пасхи и до Вознесения

Это второе воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию встрече с Воскресшим Христом святого апостола Фомы, а потому и называется Фоминым воскресеньем.

Апостол Фома отсутствовал во время события Воскресения Христова и сказал, что не поверит в него, пока «не увидит на руках Его ран от гвоздей, и не вложит перста… в раны от гвоздей, и не вложит руки… в ребра Его».

Но в следующее воскресенье вместе с прочими апостолами уже и Фома стал свидетелем явления Воскресшего Спасителя, Который для подтверждения того, что Он не призрак дал сомневающемуся апостолу возможность осязать Свое Воскресшее Тело.

После общения с Фомой, Господь сказал ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

По мысли святых отцов, данная неделя посвящена неверию Фомы именно потому, что вера – это самое первое и самое главное условие встречи с Воскресшим Христом Спасителем.

Интересна история названия Антипасха. В первые века христианства на Пасху было массовое крещение оглашенных. После этого они всю неделю ходили в белых одеждах, это и дало название первой недели после Пасхи  — Светлая. В день, когда белые одежды снимались новокрещенными, служба проводилась как повторение пасхальной, то есть была вместо Пасхи — Антипасха.

С этой недели начинается череда недель «По Пасхе», которая идет в течение всего церковного года.

Название Красная горка не имеет такой точной привязки. Слово «красный» у славян имело значение «красивый» и в этом значении широко употреблялось. Поэтому Пасха, конечно, сразу стала называться Красной.

И если первая праздничная неделя после Пасхи носила скорее духовный характер, то как раз время после Антипасхи заполнялось душевными гуляниями. На Руси всегда места для гуляний выбирались на пригорках, там водились хороводы, устраивались игры, поэтому слово «горка» всегда связывалось с отдыхом, развлечением.

Во время гуляний на Красную горку часто использовались красные яйца, как символ вечно возрождающейся жизни.

С Красной горки начиналось время сватовства и молодежных гуляний. Эта неделя была своеобразным праздничным аккордом хождений в гости к родственникам, перед началом весенних полевых работ.

На эту неделю приходится важное событие, на девятый день после Пасхи —  Радоница (подробнее об этом дне),– время молитв за усопших и посещения мест их захоронений – хождение к ним «в гости». Когда мы приходим к своим умершим близким поделиться радостным известием и говорим «Христос Воскресе».

С этой недели питание идет по обычной годовой традиции – среда и пятница являются постными днями.

Источник: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/pro_prazdnik/EASTER/otPashidoTroitsi.html

Как изменится порядок молитв после Пасхи

Утренний тропарь Христу после Пасхи и до Вознесения

После Пасхи привычный порядок молитв немного изменится. Например, на Светлой седмице утренних и вечерних молитв не будет, а после Светлой отдельные молитвы нужно будет заменить.

На Светлой седмице

На первой неделе после Пасхи вместо утренних и вечерних молитв читаются часы Пасхи. Последний раз они читаются утром в субботу Светлой седмицы. Также наСветлой седмице вместо Покаянного канона, канонов Богородице и Ангелу Хранителю читается канон Пасхи.

До праздника Вознесения Господня

Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи. В этот период все молитвословия начинаются с тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», который читается три раза.

Молитва «Царю Небесный не читается», так как обращена к Святому Духу. Связано это с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы мысленно следуем за евангельским повествованием. Согласно Евангелию, Святой Дух сойдет на апостолов только через 50 дней после Воскресения Христова — на Троицу. Тогда «Царю Небесный» начнут читать вновь.

Вместо молитвы «Достойно есть» читается кондак Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

С Вознесения до Троицы

Этот период длится 10 дней. Уже не произносится тропарь Пасхи, но и молитва «Царю Небесный» по-прежнему не читается. Молитвословия сразу начинаются с Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Молитва перед едой

До праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — кондак «Ангел вопияше».

Где найти все пасхальные молитвы, которые читаются вместо привычных?

В молитвослове. Обычно там даются сноски с указаниями, что читать в пасхальный период.

Источник: https://borvedomosti.ru/novosti/1584-kak-izmenitsya-poryadok-molitv-posle-paskhi.html

Храм рождества иоанна предтечи

Во все дни Пасхальной седмицы — первой недели после праздника Воскресения Христова — вместо вечерних и утренних молитв поются или читаются Часы Пасхи (они помещены в большинстве молитвословов).

Готовящимся к Причастию вместо покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу, молебного канона ко Пресвятой Богородице и канона Ангелу Хранителю необходимо прочитать канон Пасхи, а также Последование ко Святому Причащению.

Все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в». Псалмы и молитвы с Трисвятого («Свя́тый Боже…») по «Отче наш…» (с тропарями после него) при этом не читаются.

Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.

Со второй седмицы по Пасхе вновь начинается чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающему каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению. Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности.

До праздника Вознесения Господня, накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу («Царю Небесный…») трижды читается тропарь Пасхи («Христо́с воскре́се из ме́ртвых…»).

Так же от понедельника Первой седмицы по Пасхе до Вознесения: вместо молитвы «Достойно есть», читается:

«А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Дево, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Тво́й Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся!
Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Господня на тебе возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же , Чистая, красу́йся, Богородице, о восста́нии Рождества́ Твоего́».

От Вознесения же до дня Святой Троицы молитвословия начинаются с Трисвятого («Святый Боже…») — молитва Святому Духу («Царю Небесный…») не читается и не поется до праздника Святой Троицы. До дня Святой Троицы отменяются и земные поклоны.

↑Часы Святой Пасхи

(Читаются (поются) в пасхальную седмицу (до утра субботы) вместо утренних и вечерних молитв)

Тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся свято́му Го́споду Иису́су, Еди́ному Безгре́шному. Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим.

Читайте также:  Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание и рекомендации батюшки

Ты бо еси Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, имя Твое имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру.

Всегда́ благословя́ще Господа́, пое́м Воскресе́ние Его: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́. (Трижды)

Ипакои́: Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щете яко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спаса́ющего род челове́ческий.

Конда́к: Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

  • Тропа́рь: Во гро́бе пло́тски, во а́де же с душе́ю я́ко Бог, в раи́ же с разбо́йником, и на Престо́ле был еси, Христе, со Отце́м и Ду́хом, вся исполня́яй, неопи́санный.
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
  • Я́ко Живоно́сец, яко рая́ красне́йший, вои́стинну и черто́га вся́каго ца́рскаго показа́ся светле́йший, Христе́, гроб Твой, исто́чник на́шего Воскресе́ния.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  1. Вы́шняго освеще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся: Тобо́ю бо даде́ся ра́дость, Богоро́дице, зову́щим: благослове́нна Ты в жена́х еси́, Всенепоро́чная Влады́чице.
  2. Господи помилуй. (40 раз)
  3. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь:
  4. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
  5. Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Источник: https://predtecha-ioann.ru/molitva-paskha/

Время от Пасхи до Вознесения

Время от Пасхи до Вознесения – это особый период в богослужебном календаре Русской Православной Церкви.  Празднование Светлого Христового Воскресения не ограничивается Светлой седмицей – мы чествуем Воскресшего Спасителя в течение сорока дней. Эта традиция установилась в память сорокадневного пребывания на земле Иисуса Христа после Его воскресения.

Все молитвословия в храмах начинаются с чтения или пения пасхального тропаря:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»Каждое богослужение содержит в себе стихиры, тропари и каноны, содержащиеся в особой богослужебной книге – Цветная Триодь.

Вместе со Святой Церковью мы вспоминаем апостола Фому, святых Жен-Мироносиц и такие евангельские события, как исцеление Христом расслабленного и слепого, а также беседу Господа с самарянкой.

Особое место в чреде богослужений Цветной Триоди занимает Преполовение Пятидесятницы.

«В богослужении этого праздника все время говорится о воде: «Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами…».

Дело в том, что новозаветный праздник Пятидесятницы соответствует ветхозаветному празднику Кущей, который тоже в свою очередь имел преполовение, т.е. как бы половину пути от Пасхи до праздника Кущей. Так и у нас есть Преполовение Пятидесятницы.

Церковное Предание связывает этот ветхозаветный праздник Преполовения с проповедью Христа в храме, о которой говорится в Евангелии от Иоанна (7: 14): «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил», и дальше сказано: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). На этом евангельском тексте основано все богослужение новозаветного праздника Преполовения».М.С. Красовицкая

Завершается празднование Пасхи отданием – это торжественное пасхальное богослужение накануне Вознесения. В храме будет вновь совершена служба, как и в первый день праздника.

Это еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими праздниками, из которых ни один не чествуется Церковью более четырнадцати дней.

«Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», – напоминает нам св. Григорий Богослов (Беседа 19).

И именно поэтому мы приветствуем мы друг друга в течение сорока дней святым и радостным приветствием: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»

Источник: https://ioann-teolog.ru/index.php/liturgy/206-vremya-ot-paskhi-do-vozneseniya

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе… »

От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе…».

Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе…» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор.

На литургии, после возгласа: «Благословенно Царство…» священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе…».

Хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются). «Христос воскресе…» поется (один раз) также вместо «Видехом свет истинный…» и после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже…» (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже…» – конец обычный: «Слава, и ныне…» и прочее.

Тропарь «Христос воскресе…» поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб.

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стиховных (воскресных) стихир Великой вечерни, причем порядок пения их таков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная.

Далее на «Слава» поется стихира снова воскресная, на «И ныне» – пасхальная «Воскресения день и просветимся торжеством…». В конце последней стихиры Пасхи «Христос воскресе» поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются.

В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе.

На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, «Воскресение Христово видевше…» поется трижды. В седмичные дни «Воскресение Христово видевше…» поется на утрени один раз (после кафизмы).

Канон Пасхи с богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичним тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе…» (трижды) в конце каждой песни не поется.

9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни – ирмос: «Светися, светися», припев «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественного, о любезного», затем припев и тропарь: «О, Пасха Велия»; после этого Богородичны тропаря с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

После канона – светилен Пасхи и Триоди.

В седмичные дни канон Пасхи не поется,[204] но и в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи.

Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его).[205]

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую» не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую» поется.

Экзапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и экзапостилария царския врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе…» кондак: «Аще и во гроб…».

В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны.

После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Пасхи. Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше… Светися, светися…».

Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите» (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш…». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.

  • Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.
  • Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его
  • Всего недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь.
  • 1-я неделя – Пасхальная;
  • 2-я – Фомина;
  • 3-я – святых жен-мироносиц;
  • 4-я – о расслабленном;
  • 5-я – о самаряныне;
  • 6-я – о слепом;
  • 7-я – святых отцов Первого Вселенского Собора.
  • По своим воспоминаниям эти недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.

Третья неделя по Пасхе носит название святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на «Бог Господь», поются три тропаря Великой Субботы: «Егда снизшел еси…» (дважды), на «Слава» – «Благообразный Иосиф…», «И ныне» – «Мироносицам женам…»

  1. Евангелие, читаемое на утрени (Марка, зачало 71-е) и на литургии (Марка, зачало 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.
  2. Четвертая неделя – о расслабленном
  3. В эту неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.

В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения:

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе».

Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается Великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон – Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море сгустил еси…

». «Честнейшую» не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство…». После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Святого Духа.

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство…». В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше… Светися, светися…».

Пятая неделя о самаряныне

В эту Неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (евангелие на утрени – от Иоанна, зачало 63-е).

Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.

Шестая неделя – о слепом

В эту неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновления храма (Мф., зачало 67-е).

Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня (предпразднство – только один день).

Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и литургии – то же, что и в Светлую седмицу.

Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог…» и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый…

Читайте также:  Молитва Тихону Задонскому об избавлении от привычки курить

» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – обычный воскресный отпуст.

На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше…». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.

На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: «Плотию уснув…» (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом.

Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).

После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

Вознесение Господне

Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1,1-12; Мк. 16,12-19; Лк. 24, 50-52). Этот праздник всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

История праздника

Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, глава 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святителя Иоанна Златоуста и блаженного Августина.

Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами.

Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление.

Каноны праздника написаны святым Иоанном Дамаскиным и святым Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат святому Роману Сладкопевцу.

Особенности богослужения

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

На Великой вечерни «Блажен муж» не поется. По «Ныне отпущаеши…», на «Бог господь» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й:

  • «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».
  • На утрени – полиелей и величание:
  • «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение».

Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф., зачало 71-е. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевшее…» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – святой Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

«Честнейшую» не поется, но поются припевы праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца».

И хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем».

Ко второму канону – свой припев: «Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя».

Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу…».

На литургии – антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне».

После малого входа – тропарь и кондак: «Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы».

Прокимен: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя».

Апостол – Деяний, зач. 1-е, Евангелие – Лк., зач. 114-е.

Задостойник (и до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию…» с первым припевом.

Вместо «Видехом свет истинный…» поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш…».[206]

Вечером в день праздника – Великая вечерня. Вход с кадилом и Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори».

Во все седмичные дни попразднства (до отдания праздника включительно) на утреннем каноне – катавасия праздника Вознесения:. «Спасителю Богу…».

На литургии, после малого входа, поется: «Приидите, поклонимся…» с праздничным припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: «Аллилуиа».

Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб «Царю Небесный…» не читается, но после начального возгласа сразу «Святый Боже…» и прочее. В конце литургии вместо «Видехом свет истинный…» поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу – тропарь «Глубиною мудрости…». Такая замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения.

Источник: https://megalektsii.ru/s38350t6.html

Читается молитва от Пасхи до Вознесения Господня и на Троицу

Читается от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы тропарь. Правила чтения молитвы от начала Пасхи до Вознесения Господня по Уставу Русской Православной Церкви.

фото Читается молитва от Пасхи до Вознесения Господня и на Троицу

С наступлением Святой Пасхи в первую неделю Светлой Седмицы читаются Часы Святой Пасхи, вместо молитвослова по утрам и вечерам — творение преподобного Иоанна Дамаскина, который также написал Пасхальный канон и Стихиры Пасхи и представляют собой выдающиеся произведения церковной словесности не только со стороны торжественности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе мыслей, по возвышенности и богатству содержания.

фото Читается молитва от Пасхи до Вознесения Господня и на Троицу

Они вводят нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, побуждая всесторонне пережить душой это событие, когда, по словам святителя Иоанна Златоуста, “люди соединились с Ангелами и, обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу”.

На второй неделе после Святой Пасхи до Вознесения Господня, вместо молитвы Святому Духу читают трижды тропарь:

  • “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.”

фото Читается молитва от Пасхи до Вознесения Господня и на Троицу

По окончанию утреннего и вечернего молитвенного правила от Пасхи до Вознесения Господня читают припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:

  • “Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!” “Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.”

фото Читается молитва от Пасхи до Вознесения Господня и на Троицу

  • От Вознесения Господня до Троицы начинаем молитвы со “Святый Боже…”, опуская все предшествующие.
  • Дополнительно чтению тропарь и канонов в котором кратко упоминают слова: “Слава”, “ И ныне”, “Слава, и ныне”.
  • Встречаете слово “Слава” читают полностью молитву:
  • “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу”,

Встречаете слово “И ныне” читают полностью молитву:

  • “И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь”.

Встречаете слово “Слава, и ныне”. Читают полностью молитву:

  • “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно во веки веков. Аминь”.

Такие краткие молитвы нужно выучить со временем и по памяти произносить вслух, не ища их полного написанного варианта.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a92e74e8c8be39aa415ef34/5cd58c54da97b800b4825083

Пасхальные традиции от А до Я

Особые службы, особые молитвы, особые кушанья, особые цвета, звуки и даже запахи — вот, что отличает праздник Христова Воскресенья и его попразднство от всех других дней церковного года.

Артос

Пасхальный хлеб с изображением креста или Воскресения, который освящается сразу после праздничной ночной службы. Этот хлеб символизирует собой незримое присутствие среди людей воскресшего Христа.

Всю первую неделю после Пасхи артос хранится в храме на видном месте, с ним совершаются крестные ходы. В субботу Светлой седмицы после утренней службы священный хлеб раздробляют, а кусочки раздают верующим. В течение года артос принимают как духовное лекарство от телесных и душевных немощей – обычно натощак и со словами «Христос воскресе!».

Благодатный огонь

Одно из немногих чудес Православной Церкви, являемое  ежегодно.

В Великую Субботу, в канун праздника Пасхи, в храме Гроба Господня, что в Иерусалиме, по молитве православных патриархов с неба в виде голубоватых всполохов молний сходит пламя, от которого самопроизвольно загораются лампады и свечи.

Благодатный огонь (другое его название — «Святой Свет») обладает особым свойством – в первые минуты после своего появления он не обжигает рук и лиц людей. С помощью этого чуда Господь свидетельствует об истинности Своего Воскресения ищущим и сомневающимся, укрепляет их в вере.

В начале было Слово

Первые слова Евангелия от Иоанна, которое читаются за литургией в праздник Пасхи (Ин. 1:1-17). В этом отрывке речь идет о Божественном происхождении Христа и о том, что Его пришествие в мир в образе человека дало людям:

  • 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
  • 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
  • 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
  • 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
  • Во многих кафедральных соборах Русской Православной Церкви это праздничное Евангелие читают на нескольких языках (чаще всего – на греческом, латинском и церковно-славянском) ­­– как свидетельство того, что проповедь веры христианской, основанием которой является Христово Воскресение, огласила все народы во всех концах земли.

Дата Пасхи

Определяется при помощи особой системы расчета (пасхалии), которая моделирует практику исчисления времени древних иудеев, которые, в отличие от нас, жили не по солнечному, а по лунно-солнечному календарю.

Продолжительность месяцев (а в некоторые годы – и их количество) в этих двух типах календарей не совпадает, поэтому для вычисления даты Пасхи сначала составляется таблица соответствия лунных и солнечных месяцев на несколько лет вперед (обычно на 19).

По этой таблице определяется дата ветхозаветной иудейской Пасхи, которая, как мы знаем из Евангелия, случилась раньше, чем Христово Воскресение.

Общее правило Пасхалии такое: Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (21 марта).

Русская Православная Церковь эту опорную дату определяет по юлианскому календарю, Католическая Церковь и некоторые поместные православные церкви (например, Финляндская) – по григорианскому, поэтому даты празднования Пасхи у разных христианских общин могут не совпадать.

Читайте также:  Молитва Спиридону Тримифунтскому о деньгах: правила чтения и факты из биографии

Григорианская пасхалия считается менее точной, потому что при ее использовании новозаветная Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, что противоречит апостольским правилам и правилам I Вселенского Собора.

По Александрийской Пасхалии, которой пользуется Русская Православная Церковь, Пасха может приходиться на любой день в период с 4 апреля по 8 мая (по новому стилю). Относительно этой даты отмечаются все другие переходящие церковные праздники.

Евхаристия

Пасхальная Трапеза Нового Завета, Таинство Тела и Крови Христовой, без участия в которого немыслим ни один церковный праздник, а тем более – праздник Пасхи. К участию в Таинстве Святого Причащения в пасхальные дни Церковь призывает всех православных христиан.

Ради праздника Христова Воскресения обычно строгие правила подготовки к Причастию в первую неделю по Пасхе смягчаются. Поста на Светлой седмице нет. О необходимости и времени исповеди нужно узнать у священника индивидуально. Дома необходимо прочитать утренние и вечерние молитвы (пасхальные часы), пасхальный канон и Последование ко Святому Причащению.

К таинству Причастия принято приступать натощак, от еды и питья воздерживаются после полуночи. Причастнику обязательно нужно иметь на себе нательный крест. Женщины подходят к Святой Чаше с Причастием с покрытой головой и ни в коем случае не с накрашенными губами.

Жены-мироносицы

Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие ученицы Христа, которые сопутствовали Ему на Голгофу, принимали участие в Его погребении, а в первый день недели рано утром пришли ко гробу, чтобы помазать Тело Господа благовонным миром, показав этим свою любовь к Нему.

Их вера и усердие не остались без награды: они услышали от ангелов весть о Воскресении Господа, а затем увидели Его Самого воскресшим.

В богослужебных текстах дня, который посвящен памяти жен-мироносиц, говорится о том, что благовестить об этом величайшем событии надлежало именно женщинам, чтобы «пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение, и первым услыхавший: В болезнех родиши чад (Быт. 3:16), первым и радости внял».

Звон колокольный

В пасхальные дни праздничные перезвоны и трезвоны напоминают нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни людей в Царствии Небесного.

На Светлой седмице по Благовещенску будет ездить передвижная звонница, поэтому каждый житель и гость нашего города сможет ударить в колокола в честь Воскресения Христова.

Молитвенное правило

На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв поются Часы Пасхи. Перед Причастием в эти дни читается Последование ко Святому Причащению (без псалмов) и канон Пасхи вместо всех других канонов.

Все молитвы (в том числе благодарственные по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Псалмы и молитвы с Трисвятого («Святый Боже…») по «Отче наш» при этом не читаются.

  1. Со второй седмицы по Пасхе правило становится прежним, но до праздника Вознесения в нем появляются некоторые особенности:
  2. ­– вместо молитвы «Царю Небесный» трижды читается тропарь Пасхи,
  3. – вместо молитвы «Достойно есть» читается припев Пасхального канона «Ангел вопияше Благодатней» с ирмосом «Светися, светися, новый Иерусалиме».

Ночная служба

Пасхальное богослужение совершается ночью еще с апостольских времен. Подобно древним израильтянам, которые бодрствовали в ночь своего ухода из египетского рабства, христиане бодрствуют в спасительную ночь светлого Христова Воскресения, которое положило начало нашему обновлению и освобождению от рабства греху.

Перед этой службой (обычно с 20 часов) в храмах читается книга Деяний святых апостолов. В 23 часа начинается полунощница: перед Святой Плащаницей еще раз поется канон Великой Субботы с ирмосами «Волною морскою». На последних словах этого канона Плащаница переносится в алтарь – до праздника Вознесения она будет покоиться на святом престоле.

За несколько минут до полуночи из-за закрытых царских ворот сначала тихо, потом все громче и громче начинает звучать стихира: «Воскресение Твое, Христе Спасе». Из алтаря выходят священнослужители в красных праздничных облачениях, начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Он символизирует шествие жен-мироносиц ко Гробу Спасителя.

Ровно в полночь с пением тропаря «Христос воскресе из мертвых» все возвращаются в церковь. Праздничная служба с литургией в небольших храмах длится обычно до 2-3 часов ночи, в кафедральном соборе – до 4-5 утра.

Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста

Чтение, которым заканчивается пасхальная заутреня. В нем святитель Иоанн Златоуст призывает возрадоваться празднику Христова Воскресения всех: «Богатые и бедные, друг с другом вместе ликуйте. Усердные и ленивые, почтите день сей.

Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня… И никто пусть не рыдает о своем убожестве: ибо явилось общее царствование. И никто пусть не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение всем из гроба просияло.

И никто пусть не страшится смерти, ибо освободила нас от смерти Спасова смерть».

Завершается Слово торжественным провозглашением победы Христа над смертью и адом: «Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и пали демоны. Воскрес Христос, и радуются ангелы.

Воскрес Христос, и у жизни есть жительство. Воскрес Христос, и мертвого ни одного в гробах: ибо Христос восстал из мертвых, сделавшись первенцем из умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Поминовение усопших

В Великую Субботу и в сам день Пасхи посещать кладбища не принято, так как эти дни – время радости, праздник победы Христа над смертью.

Ради этой великой радости в храмах на всю Светлую седмицу отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Отпевание умерших совершается, но по особому чину – с праздничными песнопениями.

Поминовение усопших возобновляется с Радоницы — вторника второй недели после Пасхи, когда православные после общей церковной молитвы об усопших в храме, посещают кладбища.

Тропарь Пасхи

Краткое песнопение, выражающее суть праздника, его «визитная карточка»: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эта песнь многократно повторяется в богослужении на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи. Поскольку весть о Воскресении возвещается всем народам, во всех уголках земли, в православных церквях можно услышать пение пасхального тропаря на разных языках.

Фимиам

По Уставу, перед пасхальной утреней весь храм наполняется благоуханием фимиама (ладана) в знак изобильной благодати, которую мы получили через Воскресение Христово. Для выражения духовной радости на Пасху в храме возжигаются все светильники, и все молящиеся стоят на богослужении со свечами.

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Пасхальное приветствие, которым все православные христиане мира встречают друг друга от Пасхи до Вознесения. Это приветствие многократно повторяется за каждым богослужением, оно выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о Воскресении Христа.

В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды.

Эти слова, которые ежегодно повторяются бессчетное количество раз, всегда поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения.

От них, как от искры, верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, ощущает близкое присутствие Самого воскресшего Господа.

По традиции при встрече двух людей первую часть пасхального приветствия должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший.

Цвета пасхальные

В день Пасхи священники вначале облачаются в ризы белого цвета, который означает Божественный свет, возсиявший из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя. Во время пасхального богослужения облачения меняются на красные, цвет крови, которую пролил ради нас Христос, символ любви Бога к человеку.

Часы Пасхи

Часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы. До субботы включительно эти молитвословия поются в храме вместо всех обычных часов (1-го, 3-го, 6-го и 9-го), а дома – вместо утренних и вечерних молитв.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Христос воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Глас 6

Воскресение Христово видевше, / поклони́мся святому Господу Иисусу, / Единому Безгрешному. / Кресту Твоему поклоняемся, Христе, / и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим.

/ Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / имя Твое именуем. / Прииди́те вси ве́рнии, / поклони́мся святому Христову Воскресению: / се бо прии́де Крестом радость всему миру.

/ Всегда благословяще Господа, / пое́м Воскресение Его: / распятие бо претерпе́в, // смертию смерть разруши. (трижды)

Ипакои, глас 8

Предвари́вшия утро я́же о Марии, / и обре́тшия камень отвале́н от гроба, / слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, / с ме́ртвыми что ищете яко человека? / Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, / яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, // яко есть Сын Бога, спасающего род человеческий.

Кондак, глас 8

Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, / но адову разруши́л еси силу, / и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, / жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, / и Твоим апостолом мир да́руяй, // падшим подая́й воскресение.

  • Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, / в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, // вся исполня́яй, неопи́санный.
  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
  • Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, / воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, // источник нашего Воскресения.
  • И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
  • Вы́шняго освеще́нное Божественное селение, радуйся: / Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: // благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.
  • Господи, помилуй. (40 раз)
  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:
  • Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.
  • Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Яства пасхальные

В день Пасхи (или накануне, в Великую Субботу), после литургии освящаются куличи и пасхи. Это делается в знак благословения Церкви на вкушение скоромной пищи после Великого поста, но таинственного значения эти яства не имеют.

В Пасху принято освящать и дарить друг другу яйца, окрашенные в красный цвет. Яйцо — это символ жизни и возрождения, а красное яйцо символизирует наше возрождение Кровью Господа Иисуса Христа.

Традиция пасхальных яиц появилась еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар.

И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось это чудо – в свидетельство об истинности христианской веры.

Источник: http://blaginform.ru/pasxalnye-tradicii-ot-a-do-ya/

Ссылка на основную публикацию