Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание и рекомендации батюшки

Дни памяти:   15 мая (старый стиль) — 28 мая (новый стиль),  3 июня             (стар.ст.) — 16 июня (нов.ст.) — Перенесение мощей,   19 октября (стар.ст.)       — 1 ноября (нов.ст.)

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собраниеСвятой благоверный царевич Дмитрий — сын царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его седьмой жены царицы Марии Феодоровны Нагой. Он явился последним представителем московской линии дома Рюриковичей. По обычаю того времени, царевичу было дано два имени: Уар, по имени св. Уара, в день его рождения (21 октября) и Димитрий (26 октября) — по дню его крещения.

После смерти царя Ивана Грозного взошел на престол его старший сын — христолюбивый царь Фёдор Иванович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов.

Добрый Феодор Иоаннович был полностью погружен в духовную жизнь, и Борис делал все, что хотел; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что все в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола и имя его поминают в церквях.

Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Для этого Борис решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью — вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

Древний Углич был в то время «велик и многонароден». По свидетельству угличских летописей, он имел 150 церквей, в том числе три собора, двенадцать монастырей. Всех жителей было сорок тысяч. На правом берегу Волги возвышался Кремль, обнесенный крепкой стеною с башнями, где предстояло жить будущему царю. Судьба, однако, распорядилась иначе.

Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича (ссылаясь на то, что православная церковь считает законными только три последовательных брака), и, запретив поминать его имя во время богослужений.

Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал жестокий нрав и суровость Иоанна Грозного. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не навредило ему.

Тогда, решившись на явное преступление, Борис стал искать убийц. И нашел в лице дьяка Михаила Битяговского, его сына Данилы и племянника — Никиты Качалова. Подкупили также мамку царевича Василису Волохову и сына ее Осипа.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Убийство царевича Дмитрия. Гравюра. Начало 1870-х годов

Утром 15 мая 1591 г. мамка повела царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его пускать. Но мамка решительно взяла за руку и вывела царевича на крыльцо. Там уже ждали его убийцы.

Осип Волохов взял его за руку и спросил: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Тот тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». Волохов ударил его ножом в шею, но гортани не захватил. Кормилица, видя гибель государя, упала на него, стала кричать.

Данилко Волохов бросил нож, побежал прочь, а сообщники, Данилко Битяговский и Микитка Качалов, избили кормилицу до полусмерти. Царевича зарезали, словно агнца непорочного и сбросили с крыльца.

При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками.

Об убиении царевича было донесено в Москву, и сам царь хотел отправиться в Углич для расследования, но Годунов под разными предлогами удерживал его.

Борис Годунов послал в Углич своих людей во главе с князем В. И.

Шуйским для судебного разбирательства и сумел убедить царя в том, будто его младший брат, играя «в тычку», был захвачен припадком падучей (эпилепсией) и во время него сам случайно наткнулся на нож.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве.

Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный скудный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы.

Братья ее были сосланы по разным местам в заточение; жители Углича были кто казнены, кто сосланы на поселение в Пелым, а многим урезывали языки.

Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что присоединённую к Российскому государству Сибирь. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».

Вокруг могилы царевича и поставленной над ней часовней возникло детское кладбище.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Однако пятнадцать лет спустя после убийства царевича, уже будучи царем, Шуйский перед всей Россией свидетельствовал, что «царевич Димитрий Иоаннович, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася».

Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявившего себя истинным царевичем Димитрием.

В Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Ростовского Филарета. Когда открыли гроб царевича, по собору распространилось «необычайное благовоние», и тогда нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой — орехи», в таком виде его и постигла смерть. 3 июля 1606 г.

он был причислен к лику святых. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля — фамильной великокняжеской и царской усыпальнице, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его».

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Рака царевича Димитрия Угличского в Архангельском Соборе Кремля

Сразу после смерти царя Федора Иоанновича появились слухи о том, что царевич Дмитрий жив. Во время царствования Бориса Годунова эти слухи усилились, а к концу его царствования в 1604 году о якобы живом царевиче заговорили все.

Передавали друг другу, что в Угличе якобы зарезали не того ребенка, а настоящий царевич Дмитрий идет сейчас войском из Литвы, чтобы занять причитающийся ему по праву царский престол. Началось Смутное время.

Имя царевича Дмитрия, ставшее символом «правого», «законного» царя, приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве.

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I (небогатый и незнатный галицкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев, который постригся в монахи в одном из русских монастырей и в монашестве принял имя Григорий), выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия.

В июне 1605 года Лжедмитрий вступил на престол и на протяжении года официально царствовал как «царь Дмитрий Иванович»; неказистый наружностью, он был отнюдь не глупым человеком, имел живой ум, умел хорошо говорить и в Боярской думе легко разрешал самые трудные вопросы; вдовствующая царица Мария Нагая признала его своим сыном, но, как только его 17 (27) мая 1606 года убили, отказалась от него и заявила, что её сын несомненно погиб в Угличе.

1606 году явился Лжедмитрий II (Тушинский вор), а в 1608 году во Пскове — Лжедмитрий III (Псковский вор, Сидорка).

С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича Романова вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от руки наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и Русской Православной Церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского» Н. М.

Карамзина. Ее же придерживался в свое время и А.С. Пушкин. В своей драме «Борис Годунов» он заставил царя Бориса мучиться от раскаяния за совершенное преступление. И вот 13 лет кряду царю снится убитое по его приказу дитя, а юродивый бросает ему в лицо жуткие слова: «… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича…».

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.

Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место — в Архангельский собор.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

С XVIII века образ царевича Димитрия помещён на гербе Углича, а с 1999 и на флаге города. Также была построена «Церковь Димитрия на Крови», воздвигнутая на месте его убиения.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

В 1997 году учреждён Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внёсшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.

Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия с надписью «За дела милосердия».

Ежегодно в Угличе 28 мая проводится православный праздник День Царевича Димитрия.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 году статус Всероссийского православного детского праздника.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Тропарь, глас 4:

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися.

Читайте также:  Молитва Параскеве Пятнице о здоровье беременной: правила чтения и текст

Кондак, глас 8:
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн (виноградная лоза), прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.

Источник: http://uspeniya.cerkov.ru/2015/06/16/svyatoj-carevich-dmitrij/

Димитрий угличский — древо

Димитрий Иоаннович Угличский, Московский (1582 — 1591), царевич, благоверный, страстотерпец

Память 15 мая в день кончины, 3 июня в день перенесения мощей, 19 октября в день рождения, в Соборах Московских и Ростово-Ярославских святых

Родился 19 октября 1582 года, сын царя Иоанна Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Федоровны Нагой.

По смерти отца и восшествии на престол Феодора Иоанновича, Димитрий, вместе с матерью и ее родственниками, Нагими, по решению «всех начальнейших людей», т. е. ближайших советников и опекунов молодого царя, отправлен был на житье в Углич.

Как можно догадываться, это было сделано из опасения, чтобы родственники Димитрия не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению слабоумного Федора и провозглашению царем Димитрия.

Но и живя в Угличе, Димитрий представлялся опасным, если не для Феодора, то для Бориса Годунова, властолюбивого боярина, имевшего большое влияние на царя Феодора.

Носились слухи, что малолетний Димитрий унаследовал жестокий нрав своего отца, что Нагие воспитывают его в ненависти к Годунову; Борис мог серьезно опасаться за будущее.

Летописное сказание [1] повествует, что Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника; сперва он попытался отравить Димитрия; когда же это не удалось, подослал в Углич убийц — Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым. 15 мая 1591 г. два последние, вместе с сыном мамки Димитрия, Осипом Волоховым, зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами.

Следствие, производить которое назначены были окольничий Андрей Клешнин и боярин кн.

Василий Шуйский, представило факт смерти Димитрия в другом свете: будто он, играя «в тычку», был захвачен припадком падучей и во время него сам случайно наткнулся на нож.

Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве; первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, где населили ими г. Пелым.

Многочисленные противоречия и явная тенденциозность следственного дела [2] заставляют с большим недоверием относиться к его показаниям. Среди историков и по настоящее время существуют разные взгляды на смерть Димитрия.

Миллер [3], Щербатов [4], Карамзин [5], преосв. Филарет [6], Соловьев [7] и Костомаров [8] признают достоверность летописного рассказа об убийстве царевича и считают виновником его Годунова. Напротив, Погодин [9], Арцыбашев [10] и Е.

Белов [11] отрицают вину Годунова и принимают показания следственного дела.

С прекращением династии московских Даниловичей бездетной смертью царя Федора, имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени (см. Лжедмитрий).

Василий Шуйский, вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедмитрия, приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву, чтобы «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей».

3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его».

После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год — рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)».

В 1997 году Московским Патриархатом совместно Российским детским фондом учрежден Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.

Молитвы

Тропарь

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, / богомудре мучениче, / за скиптр крест в руки приим, / явился еси победоносец, / в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, / яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. / Молися о державе сродников твоих богоугодней быти / и сыновом Российским спастися.

Тропарь на перенесение мощей

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, / имея в себе праведныя твоя мощи, / благоверне царевиче Димитрие, / яко цвети благоуханнии, / пребываеми во святем храме, / просвещение подают душам и телом нашим. / Тем радостно тя восхваляем, / и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: / моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5800.html

Молитвы святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому и Московскому

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Тропарь святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому, глас 1-й

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руки приим, явился еси победоносец, в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому, глас 4-й

Всеоружеством Духа благодати вооружен быв и необорим столп и утверждение отечеству своему показася, яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв и в жертву непорочну Господеви принесеся.

И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием, источаеши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие.

Слава Восприимшему тя от земных в Небесная, слава Венчавшему тя венцем неувядаемым, слава Действующему тобою всем исцеление.

Тропарь святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому, глас 8-й перенесение мощей

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, имея в себе праведныя твоя мощи, благоверне царевиче Димитрие, яко цвети благоуханныи, пребываеми во святем храме, просвещение подают душам и телом нашим. Тем радостно тя восхваляем, и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Кондак святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому, глас 8-й

Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.

Молитва первая святому благоверному царевичу Димитрию Угличскомуо покровительстве сиротам, инвалидам и беспризорникам

О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче княже царевичу Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твоя руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велие.

Сохрани же твоими молитвами град сей и вся грады и веси православныя, и святейшия патриархи и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священный чин церковный, и вся православныя христианы; всех нас приими в твое заступление, от всех бед и зол избавляя и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси и в век будущий небеснаго царствия нас сподоби и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому благоверному царевичу Димитрию Угличскомуо возрождении России

О святый мучениче, благоверный царевичу и княже Димитрие! Яко агнец незлобив от раба заколенный, венцем царским от Господа венчался еси, и сын царев быв, мученик непобедим явился еси, и вместо земных и тленных на небеси нетленная восприял еси.

И ныне предстоя в радости Святей Троице, посещай творящих верно твою светоносную память: соблюдай отечествие твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение: утверди православных жительство в мире глубоце: междоусобную брань укроти, и вся полезная даруй всегда людем молитвами твоими, да верою и любовию вопием ти: радуйся, святе Димитрие, верных людей теплый заступниче и прибежище и земли Российския украшение. Аминь.

Молитва третья святому благоверному царевичу Димитрию Угличскомуо прощении грехов, избавления от бед и напастей

О великий и милостивый страстотерпче, царевичу княже Димитрие! Услыши нас, грешных, моление со усердием тебе приносящих, и помози нам в жизни сей, от грехов и скорбей избавляя, и в будущем веце буди помощник и заступник, от мучений адовых свобождая и сподобляя купно с тобою покланятися и воспевати Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://molitvoslov.today/molitvyi-svyatyim/molitvyi-svyatomu-blagovernomu-czarevichu-dimitriyu-uglichskomu-i-moskovskomu.html

Пямять Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского Суббота 5-ой седмицы по Пасхе

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Среди сонма православных святых есть также почитаемые и дети. Все, наверное, знают Артемия Веркольского, семь эфесских отроков. И в их число входит поминаемый ныне святой благоверный царевич Димитрий Угличский.

И он почитается именно как мученик нельзя сказать, что прямо, что за веру православную, но он царского рода. А как представитель царского рода он отвечает за весь православный народ. Поэтому действительно можно сказать, что он пострадал за веру православную.

Молитвы Димитрию Угличскому и Московскому: полное собрание

Он является одним из самых известных наших святых — сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. К большому сожалению вот, сколько сейчас разговариваем с людьми и обнаруживаем такую вещь, что люди совершенно не знают и не хотят знать своей истории. Куда смотрят взрослые, они ничего не делают для этого и даже не проверяют знания своих детей.

Читайте также:  Молитвы в дорогу и перед дорогой: полное собрание и тексты

Вы взрослые, вы еще что-то может, знаете. Я разговаривал с детьми от десяти до двадцати лет. Они вообще ничего не знают. И вот даже сегодня спросите у своих детей, знают ли они, кто такой святой царевич Димитрий, просто ради интереса. Дай Бог, чтобы вы услышали от ваших детей, что они действительно знают кто это такой. А это наша история.

Что с нами делают? У нас убивают историю. Люди, не интересующиеся своей историей, не имеют будущего. И поэтому смотрите, что делает наш президент? Он стал главой географического общества, он развивает историю. У нас открыта библиотека Ивана Грозного. Она напечатана, в интернете она есть.

Люди все это знают и изучают. Поэтому мы, как православные христиане, не должны забывать о своей истории, потому что это наши корни, это именно православные наши корни. И основываясь на них, у нас есть надежда на наше будущее, и не только на «мое будущее», но и будущее всей нашей страны.

Так вот поскольку этот брак между Иваном Грозным и Марией Нагой был не венчан, то святой Димитрий не мог считаться претендентом на царский престол. И после смерти отца и воцарения одного из старших сыновей Иоанна, младенец был отправлен вместе с матерью в город Углич.

Хотя город дан был ему в удел, и юный царевич Димитрий и его мать были окружены почетом, но это была фактически ссылка, так как сторонники нового царя опасались, что рано или поздно царевич будет претендовать на престол, поскольку у царя Феодора не было наследников.

Во времена царствования Феодора Иоанновича фактическим правителем Русского государства был его шурин, всем известный нам властолюбивый боярин Борис Годунов.

Вы, наверное, много слышали об этой личности. Так вот царевич Димитрий вместе с матерью Марией Федоровной был удален со двора. И желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов начал действовать против маленького царевича, как против личного врага.

Сначала он был оклеветан как наследник престола. О нем распустили слухи, что он незаконнорожденный. Неудавшийся этот замысел был продлен другим: его пытались отравить. Вообще многие из династии Рюриковичей были отравлены.

Это действительно такая вековая вражда против русских царей, против наших православных русских правителей. Поскольку и эти действия не привели к желаемому, то коварный Борис решил погубить царевича. И они решились на преступление.

Когда отрок утром гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы зверски зарезали царевича. Хотя много версий, и даже сейчас.

Многие умники, если почитать все, что пишут, говорят, что царевич сам себя зарезал в приступе эпилепсии. Но назовите мне хоть один случай, когда больной эпилепсией сам себя зарезал, причем перерезав себе горло. Такого я не слышал, и думаю, что вы такого тоже не слышали.

То есть, против России врали, врут, и мы спокойно это знаем, всегда будут врать все наши враги. И если бы это было так, если бы царевич сам себя зарезал, то не было бы такого святого, то не было бы его канонизации спустя всего лишь шести лет после его смерти. Не было бы многочисленных исцелений.

Ведь вся Россия, все эти века с 1600-го года четыре года и четыреста лет молится святому благоверному царевичу Димитрию и просит у него помощи во многих проблемах, особенно у него просят помощи в глазных болезнях. Матери просят святого благоверного царевича Димитрия молиться о своих детях.

И он действительно помогает.

А что же было тогда? Смерть царевича Димитрия ставила точку в истории московской династии Рюриковичей. И с этого момента начинается самая страшная пора в истории нашего Российского русского государства, когда много лет раздирали нашу страну всякие самозванцы и войны.

В эти смутные годы Россия потеряла до половины населения своей державы. Половину населения потеряли в Гражданской войне. Это колоссальная цифра. То есть люди шли за одним правителем, который объявлялся самозванцем, потом за другим. Убивали друг друга.

То, что мы видим сейчас в соседней стране, то же самое было и в смутное время. Насколько это страшно! И даже, исходя из опыта, как долго это продолжалось больше 12 лет, даже не верится, что в соседней стране это закончится быстро.

Потому что то, что назревает веками, невозможно решить в один день.

Еще во времена правления Годунова стали известны случаи исцеления страждущих возле гробницы маленького Димитрия. Особенно исцелялись часто страдающие глазными заболеваниями.

По народным замечаниям святой Димитрий неоднократно являлся людям и предупреждал их о предстоящих опасностях. Известен рассказ старца, которому явился Димитрий и предупредил его о том, что в скором времени на Руси появится множество самозванцев под его именем.

При мощах святого царевича Углического Димитрия принято молиться о благополучии и здоровье детей. В этот день 28-го мая стоит молиться не только об исцелении детей, но и всех своих родных и близких.

Святитель Димитрий Ростовский, когда составлял житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, уделял действительно внимание, что многие люди исцелялись именно от глазных болезней.

Извлеченные в 1606-м году святые мощи царевича оказались нетленными. То есть он был прославлен буквально через шесть лет после своей безвременной кончины, потому что в этом была государственная необходимость. Была направлена специальная комиссия, которая должна была расследовать дело об убийстве.

И цель была очень ясна. В это время на русской земле появился самозванец, заявлявший о себе, как о сыне царя Ивана Грозного, «истинном» царевиче Димитрии. И вот этот лже-Дмитрий распространял слухи, что убит был другой младенец, а он есть тот самый.

И когда была вскрыта рака с мощами святого царевича, необыкновенное благоухание по всему храму разошлось, то есть он лежал нетленный. И его мощи до сих пор почивают в Москве. Сразу же по прославлению царевича Димитрия, он становится покровителем всех детей.

Спустя некоторое время после причисления его к лику святых, на том месте в Угличе был построен храм, получивший название Храм Царевича Димитрия на крови.

В 2011-м году по благословению святейшего Патриарха Московского Кирилла день царевича Димитрия приобрел статус всероссийского православного детского праздника. То есть сегодня праздник всей детей. Мы знаем, что 1-го июня праздник «День защиты детей». А у нас православных есть еще один праздник — сегодня.

Поэтому у всех православных детей России сегодня праздник. Ну конечно, если кто хочет присоединиться к нашему празднику, мы никогда никого не отвергаем. Сегодня праздник всех детей. Им сегодня можно все хорошее.

А вы, родители, расскажите как раз сегодня своим детям, кто же такой был святой Димитрий, какую роль он имел в истории нашего Российского государства и какую имеет дальше.

Потому что к нему, как к потомку царя Ивана Грозного, великого нашего царя, мы обращаем свои молитвы и просим его защитить нас от всех видимых и невидимых врагов, которые пытались, пытаются и будут всегда пытаться уничтожить нашу великую страну. Но никогда им не удастся этого, потому что с нами Господь. Аминь.

Источник: https://www.optina.ru/sermon/carev_dimitrija_2016/

Псаломщик — <

Тропарь, глас 4:

Ца́pскую диади́му обагpи́л еси́ кpо́вию твое́ю,/ Богому́дpе му́чениче,/ за скиптp кpест в pуку́ пpии́м,/ яви́лся еси́ победоно́сец,/ и же́pтву непоpо́чну Влады́це пpине́сл еси́ себе́,/ я́ко бо а́гнец незло́бив от pаба́ заколе́н еси́,/ и ны́не pа́дуяся пpедстои́ши Святе́й Тpо́ице./ Моли́ся о деpжа́ве сpо́дников твои́х богоуго́дней бы́ти // и сыново́м росси́йским спасти́ся.

Ин тропарь, глас 2:

Я́ко благочести́ваго  ко́рене Боголюби́вый произы́де плод, / я́ко а́гня незло́биво, непови́нно во младе́нстве закла́н бысть / от властолю́бца вку́пе и зла́го раба́.

/ Тем, я́ко златы́ми кри́лы, / душе́вною чистото́ю и младе́нческим незло́бием / к Небе́сней высоте́ возлете́л еси́, страстоте́рпче Дими́трие. / И ны́не кровь твоя́ от земли́ та́йно вопие́т к Бо́гу, / я́ко А́веля пра́веднаго.

/ Сего́ ра́ди покланя́емся ве́рою ти, / сла́вяще просла́вльшаго тя Бо́га, / Его́же моли́ стране́ на́шей благоуго́дней бы́ти // и сыново́м ру́сским спасти́ся.

Ин тропарь, глас 1:

Всеору́жеством Ду́ха благода́ти вооруже́н быв / и необори́м столп и утвержде́ние оте́честву своему́ показа́ся, / я́ко а́гнец незло́бивый, от врага́ непра́ведно закла́н быв / и в же́ртву непоро́чну Го́сподеви принесе́ся.

/ И ны́не дар благода́ти от всех Подвигополо́жника прие́м, / источа́еши всем исцеле́ние, достохва́льне благове́рный царе́вичу кня́же Дими́трие.

/ Сла́ва Восприи́мшему тя от земны́х в Небе́сная, / сла́ва Венча́вшему тя венце́м неувяда́емым, // сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ние.

Ин тропарь на перенесение мощей, глас 8:

Днесь вельми́ хва́лится ца́рствующий град Москва́,/ име́я в себе́ пра́ведныя твоя́ мо́щи,/ благове́рне царе́виче Дими́трие,/ я́ко цве́ти благоуха́ннии,/ пребыва́еми во святе́м хра́ме,/ просвеще́ние подаю́т душа́м и те́лом на́шим./ Тем ра́достно тя восхваля́ем,/ и честно́е пренесе́ние моще́й твои́х ве́рно почита́ем, и мо́лим тя:/ моли́ Христа́ Бо́га // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь на перенесение мощей, глас 2:

Я́ко благочести́ваго ца́рского  ко́рене/ Боголюби́вый произы́де плод, / я́ко а́гня незло́биво,/ непови́нно во младе́нстве за́клан бысть от властолю́бца,/ вку́пе и зла́го раба́,/ тем, я́ко златы́ми кри́лы душе́вною чистото́ю/ и младе́нческим незло́бием к Небе́сней высоте́ возлете́л еси́, Дими́трие, / и ны́не кровь твоя́ от земли́ та́йно вопие́т к Бо́гу, / я́ко А́веля пра́веднаго, / и сего́ ра́ди покланя́емся ве́рою твои́х моще́й ра́це, / из нея́же ре́ки чуде́с излива́еши / приходя́щим ти с ве́рою/ и любе́зно целу́ющим многоцеле́бныя твоя́ мо́щи,/ сла́вящим просла́вльшаго тя Бо́га. / Его́же моли́, держа́вный страстоте́рпче Дими́трие,// правосла́вным сыново́м ру́сским спасти́ся.

Кондак, глас 8:

Возсия́ днесь в сла́вней па́мяти твое́й ве́рным весе́лие,/ я́ко бо доброра́сленный грезн, прозя́бл еси́/ и Христу́ красе́н плод прине́сл еси́ себе́./ Те́мже и по убие́нии твое́м соблюде́ те́ло твое́ нетле́нно,/ страда́льчески обагре́ное кро́вию,/ благоро́дне свя́те Дими́трие,/ соблюда́й оте́чество твое́ и град твой невреди́м,// тому́ бо еси́ утвержде́ние.

Ин кондак  на перенесение мощей, глас 4:

Я́ко пресве́тлая звезда́,/ яви́лся еси́ днесь в ца́рствующем гра́де Москве́,/ благове́рне царе́виче Дими́трие,/ сия́я пра́ведными свои́ми мощми́./ К ни́мже притека́юще, исцеле́ния дар прие́млем и глаго́лем:/ ра́дуйся, всекра́сне душе́ю,/ благоро́дне Дими́трие,/ я́ко прия́л еси́ от Бо́га ве́лий сей дар // и вене́ц нетле́нный.

Ин кондак, глас 8:

Свети́ло пресве́тлое яви́ся днесь Боже́ственная па́мять твоя́: / богодарова́нная ти чудеса́, я́ко ре́ки, / от вся́ких многоразли́чных неду́г подае́ши исцеле́ние с ве́рою призыва́ющим тя, / созыва́я нас к похвале́нию прославля́ющаго тя Бо́га. / Его́же моли́, страстоте́рпче Дими́трие, / мир ми́рови дарова́ти, / от ви́димых и неви́димых враг правосла́вныя лю́ди невреди́мы сохрани́ти, да зове́м ти: ра́дуйся, // ты бо еси́ утвержде́ние гра́ду на́шему.

Молитва первая

О пресла́вный и ди́вный в чудесе́х, красото́ му́чеников, страстоте́рпче царе́вичу кня́же Дими́трие! Ско́ро предста́ни Небе́сному Царю́ и му́ченическия твои́ ру́це о нас, гре́шных, моле́бне к Нему́ простри́, я́ко име́яй дерзнове́ние вели́ко; сохрани́ же твои́ми моли́твами град сей, и вся гра́ды и ве́си правосла́вныя, и Святе́йшаго Патриа́рха (имя рек) и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы, епи́скопы и весь свяще́нный чин церко́вный, и в пала́те бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны; всех нас приими́ во твое́ заступле́ние, и от всех бед и зол избавля́я, и от наше́ствия ви́димых и неви́димых борю́щих нас враго́в свобожда́я, и тех всяк наве́т и злохи́трство погубля́я и отгоня́я; та́же прегреше́ний на́ших проще́ние испроси́, и в век бу́дущий Небе́снаго Ца́рствия нас сподо́би, и спасе́нных Бо́гу предста́ви, благода́тию и человеколю́бием Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же честь и поклоне́ние подоба́ет, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Молитва Богородице о защите от врагов и злых людей: молитвенный текст

Молитва вторая

О святы́й му́чениче, благове́рный царе́вичу и кня́же Дими́трие! Я́ко а́гнец незло́бив от раба́ заколе́нный, венце́м ца́рским от Го́спода венча́лся еси́, и сын царе́в быв, му́ченик непобеди́м яви́лся еси́, и вме́сто земны́х и тле́нных на Небеси́ нетле́нное восприя́л еси́.

И ны́не предстоя́ в ра́дости Святе́й Тро́ице, посеща́й творя́щыя ве́рно твою́ светоно́сную па́мять: соблюда́й оте́чествие твое́ и град твой невреди́м, тому́ бо еси́ утвержде́ние: утверди́ правосла́вных жи́тельство в ми́ре глубо́це: междоусо́бную брань укроти́, и вся поле́зная да́руй всегда́ лю́дем твои́м моли́твами твои́ми, да ве́рою и любо́вию вопие́м: ти ра́дуйся, свя́те Дими́трие, ве́рных люде́й те́плый засту́пниче и прибе́жище и земли́ Росси́йския украше́ние. Ами́нь.

Молитва третья

О вели́кий и ми́лостивый страстоте́рпче, царе́вичу кня́же Дими́трие! Услы́ши нас, гре́шных, моле́ние со усе́рдием тебе́ принося́щих, и помози́ нам в жи́зни сей, от грехо́в и скорбе́й избавля́я, и в бу́дущем ве́це бу́ди помо́щник и засту́пник, от муче́ний а́довых свобожда́я и сподобля́я ку́пно с тобо́ю покланя́тися и воспева́ти Всесвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: http://diak.ortox.ru/*_knjazjam_i_carjam/view/id/4640

3 сильных молитвы Димитрию Донскому

Молитва благоверному князю Димитрию Донскому от болезней

«О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.»

Молитва благоверному князю Димитрию Донскому от врагов

«Войска русскаго Христова собирателю, славне княже и воеводо Донской Димитрие, мудрый военноначальниче, мученическаго сонма святых Христовых воинов предводителю, со многими князи, подручными слугами и верными другами душу свою за веру Святую и Православное Отечество положивый, от преподобнаго Сергия Радонежскаго благословенный, Богородицею возлюбленный, молися ко Пресвятей Троице, да вси Божии воины в земле российстей меж собою разобщенныя и духом злобы сатанинской разделенныя во едино стадо Христовов собраны будут, верой православною и любовию Божией друг со другом сплоченные и тобою водительствуемые, на полях духовной брани и в битвах земных всех врагов ненавидящих Бога победить скоро имут, и славу Святой Руси умножат, благодать на землю Русскую привлекут, и православное Царство Божие на своей российской земле узрят; достойный плод покаяния о грехах своих принесут; и яко велий дар Божий, богопомазанным царем в земле славянской увенчаны будут; и от сего Богоизбраннаго Православнаго самодержавнаго русскаго царя благослоевние приимут; и под святительскою его власти благочестию православных верноподданных навыкнут; иго сатанинское сокрушат и чистоту евангельскаго света всему миру явят, якоже и ты, всечестный княже Димитрие, зриши ныне Царство Небесное, и стоиши пред Великим Архиереем, Господом и Спасом Иисусом Христом, и от всевышней Его Божией Благости, веруем, яко испросить нам великие милости можеши, да и мы присно Славу Бога Отца, Бога Сына и Бога Святаго Духа всегда величающии, наипаче же твое святое великое княжеское предстояние за Русь Святую, яко великаго воеводу в великой битве поминаем и почитаем, идеже слава праведной жизни твоей, княже Димитрие, сияет пред всеми небесными Ангелами и Архангелами, святыми человеками и грешными людьми, и нам на земле присно являемая, всех нас за веру Христову, Отечество и Царя до смерти стоять вдохновляемая, всегда, ныне, присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва ко святому благоверному князю Димитрию Донскому о помощи

«Восхваляя, величаем тя, святе благоверне великий княже Димитрие! Благодарение приносим триединому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, в Троице единосущней славимому и исповедуемому, яко на небеси и на земли.

Восхваляя, ублажаем Пресвятую Богородицу, и паче всего Сына Ея, Господа нашего Иисуса Христа, Подвигоположника и вечно царствующего военноначальника и Победоносца над всеми врагами видимыми и невидимыми, яко издревле изволившему воздвигнути нам от народа русскаго дивно просвященнаго верой Христовою великаго угодника Божиего, славнаго князя Донского Димитрия, зело великаго защитника веры православной и все Святой Руси. Иже велий оный князь Димитрий, бысть нам совершенный образ, како подобает всем сердцем любити Отечество Российское и охраняти Царство Божие на земле, хранить веру Православную и заветы великих святых своих предков. Но паче всего показа нам Господь самоотверженную любовь твою, яже к Богу Спасу Христу и ближним, какая явлена тобою, святый княже Димитрие, на поле брани Куликова побоища, слава коей битвы возсияла в земле Русской, юже славне просвятил державный сродник твой святый великий равноапостольный князь Владимир, ибо оный державный просветитель благовременно, промыслительно и богомудренно изволил крестити славянский народ в веру Божию православную.

Не остави нас и ныне, великий и славный княже Донской Димитрие, услыши нас вскоре и помоги сохранити в благочестивой вере Христовой Землю Русскую, научи нас в заповедях Господних ходити и самоотверженною Божиею любовию ближних своих любити. Огради нас мощными молитвами своими от нашествия иноплеменников и пленения иноземных супостат, от их гибельных ересей и расколов, от разорения земли Русской, от глада и греховной нечистоты.

Молим тя, избранниче Божий, благоверный княже Димитрие, ибо ты в животе земнаго бытия явился еси миротворцем мудрейшим и собирателем разрозненных и враждующих князей Отечества земли Славянской.

На всякое время и час являл свое попечительство и ревность о Божией доброй славе единодержавия Святой Руси.

Попекися и ныне о людях Божиих, живущих в землях славянских и пошли им свою небесную помощь и разум Божий созидающий, сплочающий и умножающий Царство Божие в православной стране российской.

Всех же разрушителей Отечества Православнаго и всех губителей и растлителей народа русскаго христианскаго низложи, да твоим праведным ратоборством враги Христовые скоротечно приимут позор и погибель на славянской земле. И аще Богу вся невозможная возможно, силою Креста Господня и помощию Богородицы, изгони из Отечества нашего поганых и коварных врагов.

Молим тя, святый богоносный княже Димитрие, испроси у Господа Отца Светов и Бога Сына Иисуса Христа, просвещающего весь мир Духом Святым, да снидет на нас свыше Дух Истины, дарующий прозрение российскому народу во тьме и сени смертней лежащему, да возсияет Слава Божия в сынах российских, да приидет полнота познания православной веры и любовь Божия, да совершит нас Христовым совершенством: благочестию навыкнути, страх Божий внутрь сердца стяжати, веру святую и благородство имети, почтения к родителям не оставляти, родителям Божией мудростию обладати, в страхе Божием своих чад сохраняти, воином же в вере православной стояти и Отечество свое охраняти.

Подвизающимся на пути Христовом испроси дух ревности богомудренной, не токмо об Отечестве земном, но и о небесном Отечестве ревновати.

Молитвами своими, княже Димитрие, наполни сердца малодушных храбростию в ратоборствах с врагами видимыми и невидимыми.

Укрепи блюстителей благочестивых и стражей земли Русской, испроси им от Бога имети орлиную зоркость на все козни вражии, всегда хранити верность друг ко другу и нелицеприятие.

Православных пастырей подвигни имети попечение и любовь к чадам Христовой Церкви, мирским людям испроси разум Божий и дух смирения быти послушными к учению Евангельскаго душеспасительнаго слова, к учениям Святых Апостолов и поучениям святых отцев Церкви.

Святителям боголюбивым пособствуй ограждати им вверенное стадо Христово от различных волков льстивых, приходящих вкрадчиво разделяти, расхищати и соблазняти христианския души, богатых вразуми быти милосердными и милостивыми к бедным и обездоленным, и всем вся нужная даруй молитвами своими, да не погибнут от уныния и отчаяния, старых поддержи, немощных укрепи, болящих исцели, да всяким благополезным твоим ходатайством приобщимся и мы, грешные рабы Божии (имена) к делам веры Христовой и сподобимся стяжати в себе полноту любви Божией, еяже плодами питаемые, последуем за тобою в небесных обителях, светлый княже Димитрие, идеже ты ныне следуеши путями Господа нашего Иисуса Христа, да и мы сподобимся оной райской сладости в царстве Бога Христа, и ныне получим утешительный небесный покров Преблагословенной Богородицы, скорой Заступницы всего рода христианскаго, Ея же мольбами и Материнскою любовию чаем улучити и достигнути богоугодно земнаго благоденствия и вечнаго наследия Небеснаго Царствия, идеже ты, святый княже Димитрие, в сонме святых праведников солнцевидно сияеши и в безконечные веки веселишися и огнезрачным ликом Бога Христа Святейшим Светом Его наслаждаешися и насыщаешися, вкупе со всеми угодниками Божиими, воспевая трисвятую песнь Троице Животворящей и Нераздельней, Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.»

Источник: https://pravoslavnye-molitvy.ru/dmitriyu-donskomu/

Ссылка на основную публикацию