Утренний тропарь кресту господню на русском языке

      Утренний тропарь Кресту Господню на русском языкеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ — Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста, лат. Exaltatio S. Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических Церквях, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629). Название праздника обусловлено обычаем Церкви на Востоке, восходящим к IV веку, ритуально воздвигать крест во время богослужения (т.е. поднимать Крест для обозрения всеми молящимися).

     Празднуется Православными Церквями 14 сентября по юлианскому календарю (поместными Церквями, в том числе Русской Церковью, придерживающимися юлианского календаря), или же 14 сентября по григорианскому календарю (поместными Церквями, перешедшими на новоюлианский календарь); Католической Церковью — 14 сентября по григорианскому календарю. Армянской Апостольской Церковью — в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября (а также в понедельник, пятницу и субботу следующей недели).

Обретение Креста

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста.

Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).Утренний тропарь Кресту Господню на русском языке

     Царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Возвращение Креста

     В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633).

Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения.

Рядом с царём шёл Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде.

Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Православная церковь

Утренний тропарь Кресту Господню на русском языке

     Накануне, то есть 13(26 по новому стилю) сентября вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).

     На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение.

Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель совершает вынос креста.

Держа Крест на голове, настоятель, в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает его вынос через северную дверь; остановившись на амвоне, он произносит «Прему́дрость, про́сти», затем при пении тропаря «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство» несёт Крест на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час. В соборах и в приходских храмах (по современной практике Русской Церкви — при архиерейском богослужении или с благословения епархиального архиерея), совершается чин воздвижения Креста.

     На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» (без земных поклонов).

     По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.

     Крест лежит на аналое до 21 (4 октября по новому стилю) сентября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

Тропарь, кондак и задостойник на Воздвижение Креста Господня.

 
На греческом
На церковнославянском(транслитерация)
На русском
Тропарь праздника, глас 1 (Ἦχος α') Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα. Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак праздника, глас 4 (Ἦχος δ') Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον. Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду. Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Задостойник праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ') Μυστικῶς εἶ Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ᾿ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον· δι᾿ οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν. Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во. Тем, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем. Ты, Богородица, – таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

Источник: http://xn--80aae5anhbfld8c.xn--p1ai/181-s-prazdnikom-vozdvizheniya-kresta-gospodnya

Тропарь Кресту — Радио ВЕРА

Утренний тропарь Кресту Господню на русском языкеТропарь Животворящему Кресту, то есть песнопение праздника Крестовоздвижения — одна из самых известных молитв. Его часто исполняют в храмах, он входит и в чин водосвятного молебна, и в утреннее молитвенное правило. Но между тем, у этого тропаря драматичная судьба. В силу исторических обстоятельств его текст претерпел изменения. Причём, в богослужебном обиходе утвердились два варианта молитвы.

Вот как звучит первый:

«Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Второй вариант содержит уточнение: «победы православным христианам на сопротивныя даруя…». И тот, и другой текст являются равно допустимыми. Как правило, в одном храме придерживаются какого-то одного варианта.

  • В этой молитве Церковь просит, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие, силу побеждать всех нарушителей безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.
  • Но дело в том, что до весны тысяча девятьсот семнадцатого года тропарь Животворящему кресту звучал совсем по-другому.
  • Раньше он назывался: «Тропарь Креста и молитва за Царя и Отечество», и текст его был следующим: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое; победы Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу, на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

После отречения Николая Второго новые власти потребовали пересмотреть текст молитвы. Синод Русской Православной Церкви впервые столкнулся с таким вызовом, поэтому пошёл на уступки, строчки про императора заменили на благословение Временного правительства.
После Октябрьского переворота молитва за власть, открыто провозглашавшую атеистические взгляды, была невозможна.

Между тем, молитва за Царя и Отечество составляла смысловое ядро всей службы Воздвижения. Ведь событие, лежащее в основе праздника, обретение Честного Креста Господня, произошло благодаря личной вере и политической воле императора Константина Великого.

Он в одиночку остановил привычный ход государственной машины Римской империи: прекратил более чем двухсотлетнее преследование христиан, начал строить законодательство на основе христианской этики, открыто прославил победоносную силу Креста Господня. Константин жил Христом и верой.

В молитвах ко Кресту Церковь напоминает о том, что в центре любого государства должен быть Христос.

Она открыто говорит о своём идеале общественно-политического устройства — симфонии, то есть согласии, соработничестве Церкви и государства.

Так в кондаке Крестовоздвижения, кратком гимне праздника, Церковь просит: «Тезоименитому Твоему новому жительству» — то есть «Твоему новому государству, носящему Твоё имя» «щедроты Твоя даруй, Христе Боже».

Существует мнение, его, в частности, поддерживал святитель Иоанн, епископ Шанхайский, что в домашнем молитвенном правиле допустимо произносить первоначальный вариант тропаря Кресту. Святитель считал, что это молитва за благоверных царей грядущих эпох.

Источник: https://radiovera.ru/tropar-krestu.html

Русская народная линия

Наступает праздник Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня.

Обычно мы в семье готвоим детей к празднику заранее: рассказываем о празднике, смотрим иконы, иллюстрации.

Также знакомим детей с тропарем: читаем по-славянски, перессказываем своими словами так, чтобы дети поняли.

Еще идея — на листе тонкого картона красиво оформляем тропарь: дети списывают из молитвослова, раскрашивают первую букву — буквицу. Этот лист мы прикрпляем к холодильнику в день праздника.

Итак, наступает Воздвижение. Как и в другие праздники, посвященные Кресту, тропарь дня — Спаси, Господи, люди Твоя… Подпевая хору во время водосвятных молебнов, всегда немного «притормаживаешь» на этом тропаре в незнакомом храме. Ведь слова в этом тропаре не всегда одинаковые. Приходишь на всенощную в один храм — поют так. На литургию в другой — поют иначе.

 Пытаюсь разобраться в вопросе. Не как богослов, а как родитель, который в своей домашней церкви воспитывает своих детей как православных христиан, готовит своих детей ко встрече праздника, к участию в богослужении. Надо выбрать какой-то один вариант тропаря. Впрочем, этот тропарь поют в семьях и на ежедневном утреннем правиле. Ситуация не простая.

 До революции тропарь был таков: 

 Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 Сейчас мы не слышим именно этого текста: это понятно, ведь Николай Александрович уже более 90 лет как убит. Другого царя ни у нас, ни у других православных народов нет.

Как теперь петь тропарь? Я не знаю, есть ли какое-то решение этого вопроса. В разных храмах — это разное решение. Здесь можно сослаться на молитвословы:

один вариант: … победы на сопротивныя даруя…

(Православный молитвослов, М.2003, Локид-пресс, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)

 другой вариант: … победы православным христианом на сопротивныя даруя…

(М.,2000, также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

 Еще вариант: … победы благоверному Императору нашему на сопротивныя даруя…

(Праздничный канонник, Москва-Санкт-Петербург, Леушинское подворье, 2002, по благословению высокопреосвященного Иоанна, Архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя миссионерского отдела Московского Патриархата).

Читайте также:  Краткая молитва к богу отцу за обидчиков

 Судя по тому, что это изданные «по благословению» Патриарха и уважаемых архиереев молитвословы — единого мнения по этому вопросу нет. Каждый принимает решение, видимо, сам. Как иначе — не понятно, ведь у нас дома все три этих молитвослова, и странно два посчитать ошибочными. И какие именно?

 Я не знаю, писал ли на эту тему кто-то еще из известных современных христианских богословов — но мне «легло на сердце» рассуждение святителя Иоанна (Максимовича), писавшего на эту тему, через несколько десятилетий после революции 1917 года.

В слове «Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях», святитель Иоанн говорит:

«Православная Церковь… всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на крест царям. Службы святому Кресту по средам и пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений…

Замечательно, что многие из сих песнопений написаны святыми Отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые.

Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или чужеземных властей…

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах святому Кресту, когда какой-либо народ не имеет своего Православного Царя?

… при произношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и будущих православных Царях, ибо по толкованию святого Иоанна Златоуста православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста… Вот почему Церковь Православная не перестает молиться «победы благоверным царем на вопротивныя даруя». Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется…

В России и некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые Отцы:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

(Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях//Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Богословские труды. Составители иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский), Российское Отделение Валаамского общества Америки, М., 2003, — с. 808 — 810).

Я не знаю, почему не везде молитва Кресту употребляется в том виде, в котором, по словам святителя Иоанна Максимовича, ее составили святые Отцы. Но я знаю, в каждой малой Церкви Тропарь Кресту может читаться именно так, с сохранением «неизменного и подлинного текста».

Если, конечно, родители примут такое решение. Как и любая молитва это не только обращение к Богу. Это образование души каждого члена семьи. Это картина мира.

В данном случае — картина мира, в котором есть место благоверному царю, победу которому на сопротивных дарует Крест Животворящий.

 Если мы растим детей «в учении и наставлении Господнем», в верности нашей матери-Церкви, и, наставляя детей в устремлении к небесному Отечеству, учим любить и земную Отчизну, то молитва Кресту — это еще и молитва о ниспослании нашей многострадальной Родине того самого, уповающего на Крест Христов, благоверного царя.

 В том, чтобы во время домашней молитвы петь «подлинный текст» тропаря Кресту нет никакой «революции». Революция уже была в 1917 году. Здесь нет никакой обособленности малой Церкви, семьи, от вселенской. Об этом можно было бы хотя бы спорить, если бы существовало какое-то единое мнение на счет того, как должно петь в храме этот тропарь.

 Мы бываем на службе в одном московском монастыре — там поют «победы православным христианом», а в храме «около дома», на окраине Москвы, поют «победы на сопротивныя», без указания «кому победы».

Так что дети, которые знают хоть как-то службу и бывают не только в одном храме, в любом случае спрашивают: а почему на даче поют так, а в Москве по-другому? Не спрашивают только малыши, или совсем невнимательные. И объяснить не трудно: раньше пели «благоверному императору Николаю…

», а когда убили царя, все перепуталось, в одном храме поют так, в другом — иначе. Видите, и так как мы поем — так тоже не везде поют. Никакого обособления, просто все перепутано…

 Какой вариант выбрать — это дело каждого. Выбирать придется. И каждому решать, на каком основании он выберет тот или иной вариант. Главное — помнить: наши дети — это будущее нашей Церкви и нашей страны. И это будущее буквально в наших руках.

Анна Дмитриева, http://roditelinfo.ru

фото — мое, с поделки, сделанной шестилетним ребенком

Комментарии

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2011/09/27/tropar_zhivotvoryawemu_krestu/

Тропари и кондаки дневные на всю седмицу

  •  Тропарь,  глас  4-й
  • Небесных  воинств  Архистратизи,  молим  вас  присно  мы  недостойнии:  да  вашими  молитвами  оградите  нас  кровом  крил  невещественныя  вашея  славы,  сохраняюще  ны  припадающия  прилежно,  и  вопиющия:  от  бед  избавите  ны,  яко  чиноначальницы  Вышних  сил.
  • Кондак,  глас  2-й
  • Архистратизи  Божии,  служителие  Божественныя  славы,  Ангелов  начальницы  и  человеков  наставницы,      полезное      нам      просите,      и      велию  милость,  яко  безплотных  Архистратизи.

Тропарь, глас 2-й

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 2-й

Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние. 

  1. Тропарь, глас 1-й

    Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

  2. Кондак, глас 4-й

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу. 

Тропарь апостолам, глас 3-й

Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Тропарь святителю, глас 4-й
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

  • Кондак апостолам, глас 2-й
    Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.
  • Кондак святителю, глас 3-й

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати. 

  1. Тропарь всем святым, глас 2-й

    Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

  2. Тропарь заупокой, глас 2-й
  3. Кондак всем святым, глас 8-й
    Яко начатки естества Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

  4. Кондак заупокой, глас 8-й

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости; никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Богослужебный день начинается с вечера предшествующего дня, поэтому тропарь понедельника читают (или поют) на вечерних богослужениях в воскресенье и утром на часах и литургии в понедельник. Вечером в понедельник читают уже тропарь вторника и т.д. 

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1734

Неделя крестопоклонная. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

  • Неде́ля крестопокло́ннаярус. Крестопоклонное воскресенье
  • греч. Κυριακή της Σταυροπροσκυνήσεως

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста

  1. глас 1
  2. Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
  3. Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.*

Кондак

глас 7

Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»*

Стихиры на Господи воззвах

глас 5

Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя, и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом. Покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Стихиры на поклонение Кресту

глас 2

Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы.

Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии.

Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Глас 8

Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Слава, глас 8

Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей. Свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается, и дает плещи за плененныя на раны.

Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы мне Чадо Мое, что сие сотворил еси? Красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты.

Увы Мне Мой Свете! Не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, долготерпеливе слава Тебе.

И ныне, глас тойже

Днесь пророческое исполнися слово: се бо покланяемся на место, идеже стоясте нозе Твои Господи: и Древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

* Молитвы с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Н.Нахимова, 1912г.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/55187-nedelya-krestopoklonnaya-2/

Тропари, и кондаки дневные на всю седмицу

В  понедельник

Небесным  чинам  бесплотным

Тропарь,  глас  4-й

Небе́сных  во́инств  Архистрати́зи,  мо́лим  вас  при́сно  мы  недосто́йнии:  да  ва́шими  моли́твами  оградите́  нас  кро́вом  крил  невеще́ственныя  ва́шея  сла́вы,  сохраня́юще  ны  припа́дающия  приле́жно,  и  вопию́щия:  от  бед  изба́вите  ны,  я́ко  чинонача́льницы  Вы́шних  сил.

Кондак,  глас  2-й

Архистрати́зи  Бо́жии,  служи́телие  Боже́ственныя  сла́вы,  А́нгелов  нача́льницы  и  челове́ков  наста́вницы,      поле́зное      нам      проси́те,      и      ве́лию  ми́лость,  я́ко  безпло́тных  Архистрати́зи.

Во  вторник

Крестителю  и  Предтече  Иоанну

Тропарь,  глас  2-й

Па́мять  пра́веднаго  с  похвала́ми,  тебе́  же  довле́ет  свиде́тельство  Госпо́дне,  Предте́че:  показа́л  бо  ся  еси́  вои́стинну  и  проро́ков  честне́йший,  я́ко  и  в  струя́х  крести́ти  сподо́бился  еси́  Пропове́даннаго.  Те́мже  за  и́стину  пострада́в  ра́дуяся,  благовести́л  еси́  и  су́щим  во  а́де  Бо́га  я́вльшагося  пло́тию,  взе́млющаго  грех  ми́ра,  и  подаю́щаго  нам  ве́лию  ми́лость.

Кондак,  глас  2-й

Проро́че  Бо́жий  и  Предте́че  благода́ти,  главу́  твою́,  я́ко  шипо́к  свяще́ннейший,  от  земли́  обре́тше,  исцеле́ния  всегда́  прие́млем,  и́бо  па́ки,  я́коже  пре́жде,  в  ми́ре  пропове́дуеши  покая́ние.

В  среду  и  пятницу

Кресту

Тропарь,  глас    1-й

Спаси́,  Го́споди,  лю́ди  Твоя́,  и  благослови́  достоя́ние  Твое́,  побе́ды  на  сопроти́вныя  да́руя,  и  Твое́  сохраня́я  Кресто́м  Твои́м  жи́тельство.

Кондак,  глас  4-й

Вознесы́йся  на  Крест  во́лею,  тезоимени́тому  Твое́му  но́вому  жи́тельству  щедро́ты  Твоя́  да́руй,  Христе́  Бо́же,  возвесели́  нас  си́лою  Твое́ю,  побе́ды  дая́  нам  на  сопоста́ты,  посо́бие  иму́щим  Твое́,  ору́жие  ми́ра,  непобеди́мую  побе́ду.

В  четверг

Апостолам  и  святителю  Николаю

Тропарь  апостолам,  глас  3-й

Апо́столи  святи́и,  моли́те  Ми́лостиваго  Бо́га,  да  прегреше́ний  оставле́ние  пода́ст  душа́м  на́шим.

Тропарь  святителю,  глас  4-й

Пра́вило  ве́ры  и  о́браз  кро́тости,  воздержа́ния  учи́теля  яви́  тя  ста́ду  твое́му,  я́же  веще́й  и́стина.  Сего́  ра́ди  стяжа́л  еси́  смире́нием  высо́кая,  нището́ю  бо́гатая,  о́тче  священнонача́льниче  Нико́лае,  моли́  Христа́  Бо́га,  спасти́ся  душа́м  на́шим.

Кондак  апостолам,  глас  2-й

Тве́рдыя  и  боговеща́нныя  пропове́датели,  верх  апо́столов  Твои́х,  Го́споди,  прия́л  еси́  в  наслажде́ние  благи́х  Твои́х  и  поко́й:  боле́зни  бо  о́нех  и  смерть  прия́л  еси́,  па́че  вся́каго  всепло́дия,  Еди́не  све́дый  серде́чная.

Кондак  святителю,  глас  3-й

В  Ми́рех,  свя́те,  священноде́йствитель  показа́лся  еси́,  Христо́во  бо,  преподо́бне,  Ева́нгелие  испо́лнив,  положи́л  еси́  ду́шу  твою́  о  лю́дех  твои́х,  и  спасл  еси́  непови́нныя  от  сме́рти.  Сего́  ра́ди  освяти́лся  еси́,  я́ко  вели́кий  таи́нник  Бо́жия  благода́ти.

В  субботу

Всем  святым  и  за  умерших

Тропарь  всем  святым,  глас  2-й

Апо́столи,  му́ченицы  и  проро́цы,  святи́телие,  преподо́бнии  и  пра́веднии,  до́бре  по́двиг  соверши́вшии  и  ве́ру  соблю́дшии,  дерзнове́ние  иму́ще  ко  Спа́су,  о  нас  Того́,  я́ко  Бла́га,  моли́те  спасти́ся,  мо́лимся,  душа́м  на́шим.

Тропарь  заупокой,  глас  2-й

Помяни́,  Го́споди,  я́ко  Благ,  рабы́  Твоя́,  и  ели́ка  в  житии́  согреши́ша,  прости́;  никто́же  бо  безгре́шен,  то́кмо  Ты,  моги́й  и  преста́вленным  да́ти  поко́й.

Кондак  всем  святым,  глас  8-й

Я́ко  нача́тки  естества́  Насади́телю  тва́ри  вселе́нная  прино́сит  Ти,  Го́споди,  богоно́сныя  му́ченики:  тех  моли́твами  в  ми́ре  глубо́це  Це́рковь  Твою́,  жи́тельство  Твое́  Богоро́дицею  соблюди́,  Многоми́лостиве.

Кондак  заупокой,  глас  8-й

Со  святы́ми  упоко́й,  Христе́,  ду́ши  раб  Твои́х,  иде́же  несть  боле́знь,  ни  печа́ль,  ни  воздыха́ние,  но  жизнь  безконе́чная.

  Богослужебный  день  начинается  с  вечера  предшествующего  дня,  поэтому  тропарь  понедельника  читают  (или  поют)  на  вечерних  богослужениях  в  воскресенье  и  утром  на  часах  и  литургии  в  понедельник.  Вечером  в  понедельник  читают  уже  тропарь  вторника  и  т.д.

Источник: https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/molitvi/pravilo/011.html

Молитвы Кресту Господню

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Раздел сайта: Воздвижение Креста Господня.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню. Рекомендуем читать на Воздвижение 27 сентября или после акафиста.
4 молитвы, тропарь, кондак, величание, задостойник — ирмос 9 песни.

Молитва первая

Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва третья

Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Молитва четвертая

Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни.

Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой.

Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /

и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.     Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу.

    Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Припевы

Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.

Ирмос 9-й песни

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем. Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе — Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

Источник: http://pravera.ru/index/molitvy_krestu_gospodnju_vozdvizhenie/0-1666

Церковные тропари на каждый день

Главными связующими звеньями в церковных богослужебных песнопениях, выражающих основные мысли праздника или дня и отображающих события из земной жизни Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божьих являются тропари .

Тропарь дня — это древняя песнь, которая выражает суть последования дня. Основными темами тропарей являются ангельское славословие Господа, миротворение Божье, искупление, чувство покаяния, прославление святых.

Первые пять веков христианской веры тропари использовались как припевы к стихам некоторых псалмов.

В настоящее время очень удобным вариантом является приобретение Тропариона — сборника тропарей на каждый день недели, который можно купить в православных храмах, церковных лавках или заказать в интернет-магазине. Данные издания тиражируются на русском и на церковно-славянском языках, с толкованиями и без них.

Православные тропари ежедневные

В православном богослужении каждый день седьмицы имеет свой определенный тропарь, посвященный определенной памяти. В понедельник православные чтят память небесных чинов бесплотных.

В тропаре дня понедельника верующие обращаются к архистратигам — верховным начальникам высших Сил, которые являются предводителями Небесного ангельского воинства. Во вторник вспоминают и восхваляют Иоанна Предтечи, а вместе с ним и всех пророков. Проповедь Предтечи была продолжена в аду и предшествовала проповеди Спасителя перед воскресением.

В тропаре дня среды и пятницы христиане вспоминают гибель Господа, а также, посвящают песнопения Животворящему Кресту, на котором принял смерть Спаситель. Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца, а в его лице и всех святителей. православные чтят в тропаре дня четверга.

Правилом веры и образом кротости называют святого Николая в данном тропаре, который является, общим и применятся для всех святителей. Суббота считается еще со времен древности днем познания мира, когда Господь почивал от дел творений, только освятил и благословил день.

В этот день вспоминаются Церковью все мученики, преподобные и совершается поминание усопших.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Текст тропаря на каждый день года

Тропарь кресту господню, глас 1:

  • Спаси, Господи, люди Твоя,  и благослови достояние Твое,  победы православным христианом  на сопротивныя даруя,  и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
  • Кондак, глас 4:
  • Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Тропарь воскресению христову, глас 5:

Христос воскресе из мертвых,  смертию смерть поправ,  и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь в неделю антипасхи, глас 7:

  1. Запечатану гробу,  живот от гроба возсиял еси Христе Боже,  и дверем заключенным,  учеником предстал еси,  всех воскресение:  дух правый теми обновляя нам,  по велицей Твоей милости.

  2. Величание:
  3. Величаем Тя,  Живодавче Христе,  нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго.

  4. В среду Преполовения Пятидесятницы, глас 8:
  5. Преполовившуся празднику,  жаждущую душу мою благочестия напой водами,  Яко всем Спасе возопил еси:  жаждай да грядет ко мне и да пиет,  источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Тропарь индикту (церковное новолетие), глас 4:

  • Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи,  о Твоих великих благодеяниях на нас бывших,  славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,  и рабски любовию вопием Ти:  Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
  • Слава: глас 3:
  • Твоих благодеяний и даров туне,  яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко,  к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим,  и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием:  слава Тебе, Боже Прещедрый.
  • И ныне: глас 2:
  • Всея твари Содетелю,  времена и лета во Своей власти положивый,  благослови венец лета благости Твоея, Господи,  сохраняя в мире люди и град Твой  молитвами Богородицы и спаси ны.
  • Кондак, глас тойже:
  • В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Тропарь обновлению храма воскресения христова в иерусалиме, глас 4:

  1. Якоже вышния тверди благолепие,  и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея Господи, утверди сие во век века,  и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,  всех Животе и Воскресение.

  2. Кондак, глас 4:
  3. Небо многосветлое Церковь показася, вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: сей дом утверди, Господи.

  4. Ин кондак, глас 2:
  5. Обновления духа в сердцах и просвещение внутренним даруй, верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, емуже благоволил еси создатися в Твое Божественное Имя, Едине во святых прославляемый.

Тропарь обрезанию господню, глас 1

На Престоле огнезрачнем  в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,  сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный.  Слава всеблагому Твоему совету,  слава смотрению Твоему,  слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

  • Величание:
  • Величаем Тя,  Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея  законное обрезание.
  • Кондак, глас 3:
  • Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру, радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Тропарь явлению на небе креста господня в иерусалиме, глас 8:

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия,  егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси  и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси.  сим укрепляя нас  и спасай выну в мире  молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак, глас 4:

Отверзый небеса заключенная, на небеси пресветлыя лучи, на земли возсия пречистый Крест; Темже сияний Его действа приемше, к незаходимому наставляемся свету и во бранех имамы Его оружие мира непобедимую победу.

Тропарь положению честной ризы господа нашего иисуса христа, в москве, глас 4:

Днесь притецем, вернии,  к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,  благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти,  еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще. вопием Ему :  спаси отечество наше,  и архиереев, и град, и вся люди,  честною Твоею ризою защити  и спаси души наша,  яко Человеколюбец.

  1. Величание:
  2. Величаем Тя,  Живодавче Христе,  и почитаем вей Божественныя ризы Твоея честное положение.
  3. Кондак, глас 4:

Одеяние нетления, спасительнаго целения всем человеком, Владыко, даровал еси Твое Божественное сокровище, честную Ризу, яже есть хитон, еюже живоносную и Святую Плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси. Сию желанием приемлюще светло празднуем, страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти, Христе: сохрани в мире отечество наше, и вся люди, по велицей Твоей милости.

Тропарь всемилостивому спасу, глас 8:

  • С вышних призирая, убогия приемля,  посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве:  молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.
  • Кондак, глас 4:
  • Всякия скверны, всемилостивый Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров падся, но стеню от сердца, и вопию к Тебе, Слове, ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Тропарь нерукотворному образу господа нашего иисуса христа, глас 2:

Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий,  просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:  волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,  да избавиши яже создал еси от работы вражия.  Тем благодарственно вопием Ти:  радости исполнил еси вся, Спасе наш,  пришедый спасти мир.

  1. Величание:
  2. Величаем Тя,  Живодавче Христе,  и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего  преславное воображение.
  3. Кондак, глас тойже:
  4. Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и Образ неписанный и Богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем Того лобызающе.

Тропарь ипостасной премудрости божией, спасителю нашему иисусу христу, глас 1:

На Престоле огнезрачнем  в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,  благоволил еси явитися на земли, яко человек,  исполняя предвечный о нас Совет Святыя Троицы, Христе Иисусе;  сего ради и пострадал еси плотию,  да спасеши мир и вознесеши избранныя Твоя,  идеже присно, яко Бог, во славе царствуеши.  Слава всеблагому Твоему Совету,  слава премудрому смотрению Твоему,  слава неизреченному снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Величание:

Величаем Тя,  Единородный Сыне Божий, Иисусе Христе,  вся премудростию Твоею в начале сотворшаго  и человеческий падший род от вечныя смерти  всемилостивно искупившаго.

Тропарь иконе софии, премудрости божией, глас 1:

Превечная Премудросте, Христе Боже наш!  Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,  благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,  средостение вражды разрушив,  освятил еси естество наше  и Царствие Твое нам отверзл еси;  сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,  и рождшую Тя,  спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Тропарь крещению руси, глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш,  Землю Российскую Крещением просветивый,  людем ея низпослав Духа Святаго,  ихже и ко спасению приведый,  Человеколюбче, слава Тебе.

Тропарь перед началом всякого доброго дела, глас 2:

  • Творче и Создателю всяческих, Боже,  дела рук наших к славе Твоей начинаемая,  Твоим благословением спешно исправи,  и нас от всякого зла избави,  яко един всесилен и Человеколюбец.
  • Кондак, глас 6:
  • Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне и, благословив, укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи; вся бо, елика хощеши, яко Всесильный Бог, творити можеши.

Тропарь на освящение воды, глас 6:

С небесе поели благодать, Жизнодавче,  и воду сию освяти,  и всем сквернам яви ю быти очищение.

Тропарь на освящение храма, глас 3:

Иже на камени веры создавый, церковь Твою, Блаже,  к той исправи моления наша,  и приими люди в вере вопиющих Тебе:  спаси ны Боже наш, спаси ны.

Тропарь о болящих, глас 4:

  1. Скорый в заступлении един сый, Христе,  скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим,  и избави от недуг и горьких болезней,  и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

  2. Кондак, глас 2:
  3. На одре болезни лежащих и смертною раною уязвленных, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу, и расслабленнаго на одре носимаго, сице и ныне, Милосерде, страждущих посети и исцели: Ты бо Един еси недуги и болезни рода нашего понесый, и вся могий, яко Многомилостив.

Тропарь о усопших, глас 2:

  • Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя,  и елика в житии согрешиша прости,  никтоже бо без греха, токмо Ты един, могий и преставленным дати покой.
  • Ин. тропарь, глас 8:
  • Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих; на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.
  • Слава: кондак, глас 8:
  • Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
  • И ныне: Богородичен, глас 8:
  • Тебе и стену и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.

Тропарь о ненавидящих и обидящих нас, глас 4:

  1. О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи,  и рабом Твоим о вразех молитися повелевый,  ненавидящих и обидящих нас прости,  и от всякого зла и лукавства к добродетельному настави жительству,  смиренно мольбу Тебе приносим,  да в согласном единомыслии славим Тя,  Единаго Человеколюбца.
  2. Кондак, глас 5:
  3. Якоже первомученик Твой Стефан, о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Тропарь о путешествующих, глас 2:

  • Путь и истина сый, Христе,  спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне,  якоже Товии иногда,  поели сохраняюща,  и невредимых к славе Твоей, от всякого зла  во всяком благополучии соблюдающа,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
  • Кондак, глас 2:
  • Луце и Клеопе в Еммаус спутешествовавый Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши, хотяй.

Тропарь о умножении любви, глас 4:

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе,  и нас. Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав,  творити заповеди Твоя  и друг друга любити нелицемерно сотвори,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 5:

Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою разжизаеми, сердцем, мыслию же и душею и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе, и повеления Твоя храняще, славим Тя, всех благ Дателя.

Тропарь при нападении врагов, глас 4:

Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом,  хулящим Тя и претящим нам, Христе Боже наш,  погуби Крестом Твоим борющия нас,  да разумеют, како может православных вера,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 8:

Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю! Яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой, но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Тропарь во время бездождия, глас 2:

  1. Воздуха благорастворение повелением Твоим содеваяй, Господи,  вольный дождь даруй земли,  еже приносити людем Твоим плоды изобильны,  и насыщати всякое животно Твоим благоволением,  молитвами Богородицы и всех святых Твоих.

  2. Кондак, глас 6:
  3. Всех Творца и Зиждителя, и благих Дателя Тя сведуще, Господи, к Тебе припадаем, и прилежно молим: пощади, Милосерде, и прости яко Благ беззакония наша, и настоящаго праведнаго гнева избави рабы Своя, подая, яко Благ, жаждущей земли благоплодныя дожди, яко Един Многомилостив.

Тропарь во время безветрия, глас 2:

Призри милостивно. Боже, на люди согрешшия,  и не презри в покаянии к Тебе припадающих,  но яко Благ, помилуй, и вскоре праведнаго Твоего избави прещения,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2:

Не отрини до конца согрешшия люди Твоя, Владыко, ниже отстави милости и щедроты Твоя от нас, но яко бездна сый щедрот, и милосердия пучина, приими мольбы наша, и избави нас от належащия беды и нужды, Един бо еси Благоуветлив.

Тропарь в прещение труса (об избавлении от землетрясения), глас 2:

Призираяй на землю, и творяй ю трястися,  избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,  и низпослй нам богатыя милости Твоя,  молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак, глас 6:

Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя, грех ради наших. Пощади, Господи, люди Твоя, яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко, и град не предаждь в погибель трусом страшным, иного бо разве Тебе Бога не вемы, и воззови поющим: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Тропарь благодарственный спасителю, глас 4:

  • Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,  о Твоих великих благодеяниях на нас бывших,  славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,  и рабски любовию вопием Ти:  Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
  • Кондак, глас 3:
  • Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Прещедрый.

Источник: https://www.sudba.info/cerkovnye-tropari-na-kazhdyj-den/

Ссылка на основную публикацию