Молитвы Кириллу и Марии Радонежским: основные правила произнесения и православные тексты

Известно, что Игумен земли Русской и всея России чудотворец преподобный Сергий Радонежский завещал паломникам, направляющимся в Свято-Троицкий монастырь, «прежде, чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». 11 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных Кирилла и Марию Радонежских. Но прежде, чем отправляться в Покровский Хотьков монастырь, где главной святыней являются мощи преподобных Кирилла и Марии, давайте побываем и в двух других местах, связанных с их именами.Молитвы Кириллу и Марии Радонежским

Ростовское княжество

О преподобных Кирилле и Марии, к сожалению, известно совсем немного. Дошедшие до нас сведения сохранились во многом благодаря труду ученика преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого, составившего житие Игумена земли Русской.

Первое место, с коим была связана жизнь Кирилла и Марии, это знаменитое Ростовское княжество, которое на протяжении трех столетий (с XIII по XV века) являлось частью Великого Владимирского княжества с центром в городе Ростове. В 4 километрах от Ростова на берегу реки Ишни близ села Варница (название произошло от местных варниц, где варили соль) находилось богатое поместье знатного русского боярина Кирилла и его благочестивой жены Марии.

Исследователи полагают, что боярин Кирилл вел свою родословную от варяжского воина по имени Шимон. Это весьма и весьма примечательное имя.

Шимон был внуком правителя Норвегии Эйрика Хаконссона и правнуком знаменитого Свена Вилобородого, короля Дании, Норвегии и Англии.

Он принял христианство и, оставив Скандинавию, направил свой боевой драккар в сторону Древней Руси, где верно служил сначала князю Ярославу Мудрому, а позже его сыну Всеволоду.

Согласно древним летописям Шимон преподнес Киево-Печерской лавре великий дар – большое распятие со Спасителем, украшенное золотым венцом и золотым поясом, некогда привезенное его предками из Византии. Можно с уверенностью сказать, что в жилах боярина Кирилла и трех его сыновей текла кровь великих скандинавских королей и храбрых варяжских воинов.

О происхождении Марии, матери будущего игумена Сергия, известно меньше. По одним источникам, она происходила из семьи простых русских крестьян, согласно другим была родом из знатных татар, крестившихся и осевших в Ростове.

Хотя Кирилл был боярином богатым и знатным и имел дом в Ростове, супруги предпочли жить в своем имении близ села Варница.

Кирилл и Мария были благочестивыми христианами, посещали храм, строго соблюдали все посты, много молились, помогали неимущим, их дом был постоянно открыт для калик перехожих (так на Руси называли странников).

И своих детей Стефана, Варфоломея и Петра родители воспитали в христианской вере и любви к Богу. Сыновья подрастали, учились грамоте, читали Священное Писание.

В «Житии Сергия Радонежского» рассказывается о том, как Господь подал Кириллу и Марии знамение, что один из их сыновей станет избранником Божиим. Как обычно, в воскресный день благочестивая Мария, которая как раз ожидала рождения второго ребенка, оправилась в церковь на Литургию.

И там трижды по ходу богослужения перед чтением Святого Евангелия, когда начали петь Херувимскую песнь и когда священник возгласил: «Вонмем! Святая святым!» – младенец в ее чреве трижды вскрикнул да так громко, что к Марии подбежали другие женщины, думая, что ребенок по какой-то причине кричит у нее на руках.

Мария рассказала об этом явлении своему мужу, и супруги поняли, что это – знамение Божие. А вскоре родился мальчик, которого нарекли Варфоломеем в честь ученика Христа апостола Варфоломея. Кстати, это имя в переводе означает «сын радости», и второй сын стал настоящей радостью для своих благочестивых родителей.

Кирилл, будучи знатным боярином, состоял на службе у ростовских князей: сначала у князя Ростовского и Углицкого Константина Борисовича, позже у его сына Василия Константиновича.

Не раз приходилось боярину Кириллу сопровождать князя в Золотую Орду. Дело это было невероятно опасное – немало русских князей и бояр сложили свои головы в Орде.

Каждый раз, когда боярин Кирилл отправлялся с князем к татарам, родные провожали его как в последний путь. Но Господь хранил Кирилла.

Беда пришла, откуда ее и не ждали… Спокойная и размеренная жизнь семьи рухнула. И виной тому были не татары, а внутренние распри русских князей. Когда Ростовское княжество оказалось под властью Московского князя Ивана Калиты, тот направил в Ростов своим наместником одного из своих любимцев московского сановника Василия Кочеву.

Тот сильно не любил ростовчан, потому стал активно притеснять знатных ростовских людей, отнимая у них имущество и земли. Пострадал от наместника и боярин Кирилл. К тому же в этот период случились неурожайные годы.

В результате Кирилл разорился и обнищал… И не пожелал он больше оставаться в ростовских землях, где долгое время жил в богатстве и почете.

Кирилл принял решение покинуть Ростовское княжество и отправиться… в княжество Московское, в село Радонеж, что находилось в 50–60 верстах от Москвы.

Почему именно туда? Во-первых, в Москве жил близкий родственник Кирилла Протасий Вельяминов (летописи называют его «тысяцкий Протасий»).

Во-вторых, село Радонеж, как и ряд соседних земель, Московский князь Ивана Калита передал в удел своему младшему сыну князю Андрею, а тот, чтобы наполнить свои земли людьми, предложил переселенцам различные льготы и преференции.

Вот и решил боярин Кирилл начать жизнь сначала на новом месте. А в селе Варница, где некогда находился родной дом Кирилла, Марии и их детей, теперь стоит знаменитый Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Молитвы Кириллу и Марии Радонежским

Село Радонеж

Как считают исследователи, село Радонеж на реке Паже, расположившееся в 55 километрах к северо-востоку от Москвы, возникло в XI веке. Некий богатый житель Великого Новгорода по имени Радонег основал здесь крепость-поселение. И назвал ее Радонеж, как бы указывая на то, что эта крепость-поселение принадлежит ему, Радонегу.

На протяжении всей своей истории село несколько раз меняло название: село Радонеж превратилось в село Радонежское, потом стало Радонежским городком, а после поселение и просто стали звать Городком. Уже в наше время, в 1989 году, ему вернули древнее и исконное имя Радонеж.

Вот в это небольшое селение в 1328 году и перебрался с родными боярин Кирилл. К слову сказать, разные исследователи называют разные даты переезда родителей Сергия Радонежского: 1329, 1332, 1335 и даже 1340 годы.

Это связано с тем, что не установлена точная дата рождения отрока Варфоломея, будущего Игумена Радонежского.

Поэтому ученые и продолжают гадать, сколько лет будущий Игумен земли Русской прожил в имении под Ростовом до момента переезда его родителей в Радонеж.

С переездом и обоснованием на новом месте, как уже упоминалось, Кириллу помог его близкий родственник, один из ближайших и доверенных подвижников Московского князя Ивана Калиты боярин и московский тысяцкий Протасий Федорович из рода Вельяминовых, своей родословной восходивший к общему с боярином Кириллом предку – сыну и внуку скандинавских королей варягу Шимону.

В Радонеже Кирилл и Мария поселились близ церкви Рождества Христова. Конечно, будучи знатным человеком, Кирилл мог бы рассчитывать получить от князя поместье, но по причине преклонности лет он уже не в силах был служить князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан.

На тот момент и Стефан, и самый младший Петр были уже женаты. И лишь Варфоломей, с детских лет избравший себе иную дорогу – к Богу, просил родителей дать ему благословение на иноческий подвиг.

Кирилл и Мария, зная глубокую любовь сына к Богу и его сильное желание принять монашеский постриг, Варфоломею не отказывали, но попросили немного подождать – трудно им был одним в старости. На момент пребывания в селе Радонеж Кириллу было где-то 75–80 лет.

«Подожди, – просили своего среднего сына Кирилл и Мария, – скоро отойдем мы ко Господу, похоронишь нас и тогда благословляем тебя идти в монастырь». Варфоломей покорился и до времени остался жить с родителями.

Покровский Хотьков монастырь

Прошло еще несколько лет, и Кирилл с Марией приняли решение уйти в Покровский монастырь, что находился в селе Хотькове, в верстах в трех от села Радонеж.

О монастыре впервые упоминается в летописях в 1308 году. Известно, что Покровский Хотьков монастырь в те века был мужеско-женским. Поэтому Кирилл и Мария могли вместе уйти в эту святую обитель, где они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму.

В эту обитель чуть раньше ушел их старший сын Стефан.

Когда умерла его жена Анна, он оставил своих детей на воспитание в семье младшего брата Петра, а сам принял монашеский постриг, остался жить в Покровском монастыре и вместе с Варфоломеем ухаживал за родителями до самой их смерти.

Молитвы Кириллу и Марии Радонежским
Покровский Хотьков монастырь

Кирилл и Мария отошли ко Господу почти в одно и то же время – в 1337 году, благословив сына Варфоломея на иноческий подвиг. Стефан и Варфоломей похоронили своих родителей в Покровском монастыре.

Известно, что много чудес совершилось на могиле преподобных Кирилла и Марии, так что их даже стали называть Хотьковскими чудотворцами. После революции Хотьковскую обитель большевики закрыли и разрушили, но рабочие позволили прихожанам перезахоронить мощи Кирилла и Марии на монастырском кладбище.

В 1989 году святая обитель вновь стала действующей, и сегодня здесь располагается Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а мощи возвращены в Покровский собор монастыря.

3 апреля 1992 года, когда праздновалось 600-летие со дня представления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

И сегодня, помня завет Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, паломники по пути в Троице-Сергиеву лавру заезжают в Хотьковскую обитель, чтобы поклониться святым мощам его благочестивых родителей преподобных Марии и Кирилла.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О раби Божии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Тем же и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/2509-blagoslovennye-roditeli-vspominaem-prepodobnykh-kirilla-i-mariyu-radonezhskikh.html

Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Молитвы Кириллу и Марии Радонежским

Кондак 1

Читайте также:  Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами

Избраннии чудотворцы и велицыи угодницы Господни, обители нашея заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно: Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся преподобнии Кирилле и Марие, от юности вашея чистую совесть имущии к Богу, и добре во благочестии и чистоте вкупе пожившии, нам же оставльшии в пример подражания житие ваше богоугодное, емуже чудящеся и чудесы вашими озаряеми, зовем вам гласы хвалебными сице: Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии; Радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители. Радуйтеся, души ваши и телеса на земли в обиталище Духа Святаго уготовившии; Радуйтеся, исполненнии премудрости и разума Божественного. Радуйтеся, яко от земли на небо преидосте и тамо со Ангелы Троице предстоите; Радуйтеся, яко со безплотными лики трисвятую песнь Ей воспеваете. Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии; Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.

  • Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  • Кондак 2
  • Видя всевидящее око Отца светов вельми благоугодное Богу ваше житие, благоволи избрати вас, блаженнии, да явите мирови светильник пресветлый Сергия преподобнаго, да о нем и ваши имена прославятся и вси вернии воспоют прославльшему вас Господеви: Аллилуиа.
  • Икос 2

Разума Божественнаго преисполненнии, Кирилле и Марие, неустанно работасте Господеви, наставляя чада своя в послушании и кротости.

Умудрите убо и нас, преподобнии, непрестанно оправданием Господним следовати неложно, да обрящем вкупе с вами спасение вечное и принесем вам благохваления таковыя: Радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии и благоверие сохраншии; Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.

Радуйтеся, милостынею и молитвами Небесное Царствие стяжавшии; Радуйтеся, смирением и пощением вечное блаженство улучившии. Радуйтеся, яко мзда ваша многа на Небесех есть; Радуйтеся, яко молитвами вашими и мы надежды Царствия Христова не лишаемся. Радуйтеся, яко радость ваша вечна во светлостех святых; Радуйтеся, яко тояжде светлости вас ради и мы наследниками являемся.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

  1. Кондак 3
  2. Силою Божиею ограждаемь преподобный Кирилл князю Ростовскому со всяким усердием служаше и вкупе с ним во орду Агарянскую, мира ради, хождаше, да люди русские ослабу от ига их имут и Богу непрестанно поют: Аллилуиа.
  3. Икос 3

Имущи помышление преподобнии Кирилл и Мария и людие о трикратном во чреве Мариином в церкве плода глашении и удивльшеся, разумеша нечто преславное и чудное быти; и по сих уведевше радостное сына рождение, радовахуся и радостная вам приношаху глаголюще: Радуйтеся, двоице пресветлая, Богом совокупленная; Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь супружескаго жития богоугоднаго верно указующии. Радуйтеся, родители благии добраго и избранного плода; Радуйтеся, всякия благодати Божия его исполнившии. Радуйтеся, супругов христиан ко благочестию наставницы; Радуйтеся, доброму богобоязненному чад воспитанию их научающии. Радуйтеся, целомудрия и воздержания супружескаго образи преизящнии; Радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии учителие.

  • Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  • Кондак 4

Буря скорбей и напастей, воздвизаемая наместником Великаго Князя, не ослаби крепкия любве вашея яже к Богу, Кирилле и Марие блаженнии, но паче научи вы изряднее отражати разженныя стрелы лукаваго. Научите убо и нас вся скорби мира сего с кротостию преносити, в веселии вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, блаженнии, Варфоломея, дивное чадо ваше, некогда грамоте неискусна, чтуща богодухновенныя писмены, удивишася зело, и старца-схимника, премудрость ему даровавшаго, в дом свой прияша, заповедь Апостола Павла храняше: страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы. Таковую добродетель вашу воспевающе, вопием вам сице: Радуйтеся, заповедей Христовых вернии исполнители; Радуйтеся, учения Евангельского истиннии последователи. Радуйтеся, угодницы Божии, житию великих святых сопричастницы; Радуйтеся, странноприимства древняго праотца Авраама подражатели. Радуйтеся, светом благочестнаго жития вашего, яко светила богосветлая, пресиявшии; Радуйтеся, любовь и милосердие к бедным и сирым явившии. Радуйтеся, безпомощным скории помощницы; Радуйтеся, яко и нам присно помогаете и к Небесному Отечеству руководствуете.

Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

  1. Кондак 5
  2. Боготечным звездам подобны бысте, преблаженнии Кирилле и Марие, егда пришедше от страны Ростовския в пределы княжества Московскаго и во граде Радонеже поселистеся, тамо сущих бо людей благочестием своим удивисте, подвизая пети: Аллилуиа.
  3. Икос 5

Видевше, святии, тщание сына своего, преподобнаго Сергия, к иноческому житию, моляху его, да пребудет с вами до кончины вашея.

Он же, яко сын послушания, издетска наученный вами заповеди Господни исполняти, покорися воле вашей, Кирилле и Марие, якоже Божией, научая всех вопити вам тако: Радуйтеся, блаженств Христовых причастницы; Радуйтеся, честнаго супружества и попечения о чадех добрии образи. Радуйтеся, ангелонравнии человецы; Радуйтеся, преподобных и праведных сопричастницы.

Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии угодницы; Радуйтеся, яко и чад ваших угождати Ей научившии. Радуйтеся, того ради сын ваш Триипостасному Божеству обитель дивную устроивый; Радуйтеся, сего ради и ваша святыя имена прославлены есть по всей Руси.

  • Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  • Кондак 6
  • Проповедницы веры православныя и ревнители благочестия не словом токмо, но и житием вашим, бысте во граде Радонеже, прехвальнии Кирилле и Марие: темже и святая Церковь достойно почитает вас, немолчно воспевая Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.
  • Икос 6

Возсия во граде Радонеже свет добродетельнаго вашего жития, преблаженнии Кирилле и Марие; егда же достигше возраста преклонна, во обитель Хотьковскую устремишася под покров Божией Матери притекше, тамо велий образ Ангельский на ся восприяли есте, темже образ вышшаго нам смирения показуя, емуже поучаяся, с любовию вопием вам таковая: Радуйтеся, яко любве ради Господа мира сего славу остависте; Радуйтеся, яко иноческое равноангельное житие усердно восприясте. Радуйтеся, во обитель древнюю пришедшии и тамо покой себе обретшии; Радуйтеся, Пречистей Деве Богородице души свои вручившии. Радуйтеся, образ ангельский восприимшии и непорочно его сохраншии; Радуйтеся, всем иноком и инокиням добрии образи. Радуйтеся, прежде кончины вашея вся страсти умертвившии воздержанием; Радуйтеся, святую схиму в броню спасения восприявшии.

  1. Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  2. Кондак 7
  3. Хотя Человеколюбец Господь явити в житии вашем, преподобнии Кирилле и Марие, образ назидания, не токмо людем мирским, но и иноческому лику, внуши вам в старости маститей оставите славу земную и восприяти образ иноческий, в немже постом, бдением и молитвою добре подвизастеся, неустанно воспевая Триединому Богу Серафимскую песнь: Аллилуиа.
  4. Икос 7

Новую благодать показа всех Творец и Владыка чрез вас, преподобнии, егда прешли есте от временныя сея юдоли плачевныя во обители вечныя.

Святыя мощи ваша, аще и под спудом сокровенны, многая чудеса источаху, многим болящим исцеления подаваху; паче же приносимыя к вам младенцы исцеляху.

Сего ради приимите, врачеве наши блаженнии, от нас похвалы сицевыя: Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней; Радуйтеся, от Господа нетлением и чудесы прославленнии.

Радуйтеся, яко память ваша с похвалами и успение со святыми; Радуйтеся, яко имена ваша честны суть и благословенны во Отечестве вашем. Радуйтеся, болящим младенцем исцеление подающии; Радуйтеся, тяжко болящую девицу, с любовию к вам притекшую, от недуга избавившии. Радуйтеся, о любящих и чтущих вас небеснии предстатели; Радуйтеся, приснопросящии нам у Господа дары благости Его.

  • Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  • Кондак 8

Страшное и ужасное бедствие прииде на землю Московскую, егда язвою моровою уязвлены быша людие мнози во градех и весех, и множество их умроша. Тогда собор освященный со инокини молебныя пения вам приношаху и предстательствы вашими избавление от беды получиша, вопиюще благодеющему чрез вас Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша.

Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми: Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя; Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни. Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое; Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы.

Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии; Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии. Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения; Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители.

  1. Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  2. Кондак 9

Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас.

Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам: Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии; Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи. Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии; Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии. Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы; Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи.

Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии; Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии.

  • Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  • Кондак 10
  • Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа.
  • Икос 10

Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии.

Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса: Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие; Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу. Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним; Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати. Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери; Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы. Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы; Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем.

  1. Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  2. Кондак 11
  3. Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа.
  4. Икос 11
Читайте также:  Молитва Матрон Московской об исцелении от болезни и заступничестве: как правильно читать молебен

Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете.

Сего ради, прославляюще вас, глаголем: Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас; Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии.

Радуйтеся, бисери сияющии и благодатно просвещающии человеков; Радуйтеся, свети умнии, зарею Святаго Духа облистающии. Радуйтеся, известнии умилостивители Царя Небеснаго; Радуйтеся, призывающих молитвенно честная имена ваши скории услышатели.

Радуйтеся, упование на вас по Бозе возлагающих дивнии помощницы; Радуйтеся, всем правоверным всякое прошение во их пользу исполняющии.

  • Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  • Кондак 12
  • Благодать от Бога данную вам ведяще, прилежно молим вы ныне, прехвальнии схимонаси: пролейте теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит обитель нашу неврежденну от напастей и нестроений, и нас да помилует и спасет, вопиющих Ему: Аллилуиа.
  • Икос 12

Поюще ваше Богоугодное житие, преподобнии, и на небеси от Бога прославление, ублажаем праведное преставление ваше, величаем безчисленныя чудеса от святых мощей ваших истекающия, и на неусыпныя молитвы ваша уповающе, взываем вам сицевая: Радуйтеся, житие ваше земное благочестне скончавшии; Радуйтеся, от Царя Небеснаго венцы славы приемшии.

Радуйтеся, обличеннии в ризу благодатнаго нетления; Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии. Радуйтеся, препоясаннии силою многих чудес; Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугом человеческим.

Радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет; Радуйтеся, яко обитель наша мощей ради ваших по всей земле Российстей прославляется.

  1. Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
  2. Кондак 13

О, преславнии чудотворцы и угодницы Господни Кирилле и Марие! Приимите сия моления наша от всея души вам ныне возносимыя и сподобите нас предстательствы вашими в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице, Богу нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, а затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским

О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему.

Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери.

Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы.

Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующим на месте сем и приходящий с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: https://poisk-ru.ru/s9080t9.html

11 октября — память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым».

Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете.

И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем.

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2).

Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.

Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским.

По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре.

Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.

3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитвы

  • Тропарь преподобных Кирилла и Марии, глас 3
  • Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.
  • Кондак преподобных Кирилла и Марии, глас 4
  • Днесь, вернии, сошедшеся,/ восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/ тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ ко Единому во Святей Троице Богу,/ отечество наше в правоверии утвердити,/ домы миром оградити,/ юныя от напастей и соблазнов избавити,/ старость укрепити// и спасти души наша.
  • Молитва преподобным схимонахам Кириллу и Марии, родителем преподобнаго Сергия

О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да житель­ствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/11-oktyabrya-pamyat-prepodobnyh-shimonaha-kirilla-i-shimonahini-marii-roditeley-prp-sergiya

Преподобные кирилл и мария радонежские, родители преподобного сергия радонежского (†1337). Молитвы преподобным кириллу и марии радонежским

Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом — вследствие завещания Преподобного — предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей.

(Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря).

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр).

Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.

По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Читайте также:  Молитва Тихону Задонскому об избавлении от привычки курить

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

3 мая 1314 года
праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения.

Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей.

Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо.

Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста.

И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них.

Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!
» Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл.

Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете.

Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги.

Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно.

Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре.

Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.

Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

Преподобный Сергий у мощей своих родителей

В 1337 году
схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря

Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий
часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра
) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково.

Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей
До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре.

А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки.

Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января
и в день собора Радонежских святых – 19 июля
, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Покровский Хотьков монастырь

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов.

Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии.

В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Молитва ко преподобным Кириллу и МарииО раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  • Тропарь глас 3

    Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.
  • Кондак, глас 4

    Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.
  • Величание Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Преподобные Кирилл и Мария
— родители преподобного Сергия игумена Радонежского. Дни памяти — 31 января; 5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых; 19 июля — Собор Радонежских святых; 11 октября.

Епифаний Премудрый пишет, что будущий великий Игумен Земли Русской родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божьи Угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника.

О родителях Преподобного Сергия Житие рассказывает, что были они бояре из славных и известных бояр, владели большим имением в Ростовской области и большим богатством.
Сначала боярин Кирилл состоял на службе у ростовского князя Василия Константиновича († 1307) и у его сына князя Константина Васильевича († 1364), женатого на дочери великого московского князя Ивана Даниловича (Калиты).

Житие преподобного Сергия сообщает, что не раз сопровождал боярин Кирилл ростовского князя в Золотую Орду, что говорит о близости боярина Кирилла ко двору ростовских князей. Боярин Кирилл по его положению владел достаточным состоянием. В семье, кроме Варфоломея, будущего Сергия, было еще двое детей – старший Стефан и младший Петр.

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Источник: https://ilovs.ru/lyubov/prepodobnye-kirill-i-mariya-radonezhskie-roditeli-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-1337-molitvy-p.html

Ссылка на основную публикацию