Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами

Сергий Радонежский появился на свет недалеко от города Ростова (1314 г) в очень обеспеченной и знатной боярской семье, которая, к тому же, слыла своим благочестием.

Мать Сергия, Мария, каждый день посещала церковные богослужения по нескольку раз.Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами

Когда она уже была беременна будущим святым, женщина, находясь на очередном богослужении, услышала из своего живота возглас еще неродившегося младенца, который таким образом отреагировал на произнесение священником слов «Святая святым» (возглас прозвучал три раза). Родители дали ребенку имя Варфоломей. С детства это был удивительный мальчик, которому все поражались.

Во-первых, он игнорировал материнское молоко каждые два православных постных дня в неделю, будто бы постился. Но и во все остальное время, если Мария кушала мясные блюда, он не принимал ее молока. Женщина отметила этот факт и вообще перестала употреблять мясо.

Когда мальчик достиг возраста 7 лет, его отдали учиться с его братьями, но ребенок успевал в знаниях чрезвычайно плохо, хотя с ним много сидел учитель, который уделял этому ребенку гораздо больше времени, чем другим учащимся.

За плохую успеваемость Варфоломея наказывали: учитель и родители. Сверстники же просто насмехались над ним и не брали с собой в игры. Тогда, в отчаянии, ребенок стал молиться Господу, чтобы тот даровал ему способности научиться грамоте и чтению.

Однажды с Варфоломеем случилась удивительная история. Мальчик отправился в поле, по распоряжению отца, забрать лошадей, и повстречал на дороге Ангела, которого ему послал Господь, в обличье простого инока. Варфоломей попросил прохожего попросить за него Бога, чтобы сделал тот его умным.

Инок обещал, зашел в гости к родителям ребенка и напророчил ему великое будущее на стезе святости. Когда мальчик неожиданно стал читать в присутствии родителей святую книгу, те подивились произошедшей в ребенке переменой.

Кроме появившейся разумности, Варфоломея отличало необычное свойство: он ничего не ел два постных дня в неделю и категорически не употреблял никакой пищи — только хлеба и воду — в любой другое время.

Позднее семья будущего святого переехала в Радонеж (1328 г). Старшие братья Варфоломея создали семьи, а его родители стали схимниками местного монастыря. Когда старший брат будущего святого овдовел, он отправился в тот же монастырь, где находились люди, родившие его на свет.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощамиОтшельник

Молодой человек также стал иноком. После смерти Кирилла и Марии, Варфоломей и его брат ушли далеко в лес, чтобы жить там совершенно одни в строгом послушании.

Они построили в лесу церковь и жили рядом с ней. Однако брат будущего святого не смог вытерпеть тягот жизни отшельника и вернулся в город на прежнее место.

Сам же Варфоломей еще в 1337 году стал монахом под именем святого мученика Сергия. Он пережил многие искушения и страхи, и вскоре к нему самому начали приходить иноки, ищущие поддержки и руководства. В скором времени к Сергию переселились на жительство 12 иноков, которых он наставлял.

Вскоре старца упросили принять пост игумена, ведь Сергий долго отказывался от такой чести из скромности. Все монахи тяжело трудились, строили, таскали тяжести, рубили, пекли, но еды все равно не хватало. Тогда Сергий молился, и чужие люди приносили инокам все необходимое.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощамиВесть о подвигах Сергия разнеслась далеко за пределы страны и достигла даже Константинополя. Сам Патриарх благословил Сергия на новые подвиги. Святитель Алексий приказал Сергию ввести еще более строгий уклад жизни в обители, но иноки стали роптать. И тогда Преподобный покинул прежнюю обитель и основал новую на реке под название Киржач.

Благодать Божья спустилась на Сергия еще при его жизни. Он совершал чудесные исцеления, даже воскресил единственного сына одного почтенного человека. Слава о необыкновенных способностях монаха распространилась по земле, и множество людей стали приходить к нему за исцелением. Всем помогал монах и делом и разумным напутствием.

Дмитрий Донской, например, получил благость от святого и предсказание о том, что тот победит, перед великой битвой его с татарами. Когда происходило сражение Преподобный с братьями молились о том, чтобы Небесные силы послали победу русским богатырям.

За свою благочестивую жизнь Сергию была оказана честь увидеть Богородицу, которая однажды появилась перед ним, после того, как он ей молился. Божья Мать дотронулась до Сергия и пообещала вечное покровительство его монастырю.
Святой Сергий дожил до глубокой старости и увидел за 6 месяцев свою смерть, оставив игуменом опытного монаха Никона. Сергий умер в уединении (в сентябре 1392).

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощамиВ учебе

Большому количеству студентов, как и маленькому Сергию в детстве, с трудом дается учеба. Кроме того, всегда существует страх и беспокойство перед экзаменами. В помощь обучающимся существует специальная молитва Преподобному.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощамиО помощи сергию

Прежде чем читать молитву, студенту необходимо посетить церковь, желательно отстоять службу, поставить свечку перед иконой Святого Сергия и с верою попросить о помощи. После этого, уже дома, можно произносить саму молитву до тех пор, пока душа не успокоится, и не пройдет страх.

Об успешной сдаче экзамена

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощамиКороткая молитва

Если вдруг от волнения вы забыли текст молитвы, прямо перед экзаменом можно произнести короткий вариант прошения. Будьте уверены, подействует такая просьба ничуть не хуже, но при условии, конечно, если какие-то знания в голове у вас все-таки имеются.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами

Перед экзаменом

  • Прямо в день экзамена, перед тем как зайти в аудиторию, прочитайте вначале молитву «Отче Наш», а после нее можете проговорить несколько раз (лучше 3 раза) текст длинной либо короткой молитвы о помощи в сдаче экзамена.
  •  Смотрите видео
  • Необязательно точно передавать текст, можно говорить приблизительные слова, лишь бы был правильно передан смысл, и имелась вера в душе.

В этом в случае вас ждет блестящая оценка, а если вы забыли билет или не совсем выучили его полностью, для вас будет создана такая ситуация, когда вы сможете подсмотреть забытое, или получить какую-то подсказку. Многие студенты проверили на себе действия молитв к Сергию Радонежскому и остались очень довольны.

Источник: https://gadanienasudbu.ru/molitvy/molitva-sergiyu-radonezhskomu.html

Великая гробница. У мощей преподобного Сергия

Пять с лишним веков тому назад, 5 июля 1422 г., мощи великого старца преподобного Сергия Радонежского были торжественно изнесены из земли. Звенигородский князь Юрий Димитриевич (сын Димитрия Донского и крестник Сергия), братия монастыря, множество знати и толпы простолюдинов, собравшись у могилы выдающегося деятеля Руси, с благоговением созерцали дивную картину.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами Преподобный Сергий Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры В повествовании об этом событии (не установлено точно, принадлежит ли оно Епифанию — первому составителю жития преподобного Сергия — или Пахомию Сербину) можно прочитать следующие трогательные строки: «… священный собор, открывше чудотворный гроб… видеша чудное зрение и умиление достойно, яко не токмо честное святого тело цело и свято соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже сопричастна…» Мощи были уложены в приготовленную для этой цели деревянную раку и установлены в сооруженном в это же время Троицком соборе (Троицкий собор и был воздвигнут на месте той тесной и низкой деревянной церквицы, которую в первые же дни по водворении своем на пустынножительство соорудил собственноручно молодой отшельник).

Несомненно, что такой праведник и опытнейший пастырь духовных чад, каким был в своей непорочной жизни «истинный воин Христа Бога», — как прославляет его Церковь, — начал почитаться в самом Троицком монастыре, как местный святой, вскоре после его кончины (до открытия мощей).

В середине XV века имя Сергия Радонежского можно видеть включенным уже в немногочисленный еще тогда список общерусских святых. Так как первая известная церковь в честь преподобного Сергия была поставлена в 1463 г.

Новгородским архиепископом Ионою — на владычнем дворе в Новгороде, — то вполне основательно утверждать, что к концу XV столетия преподобный считался признанным угодником по всей русской земле.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Усерднейший почитатель Сергия, царь Иван Грозный счел своим долгом устроить для священных останков более украшенное вместилище, чем первоначальный скромный ковчег. Около 30 лет лучшие мастера государевы трудились над созданием серебряной позолоченной раки [1]. 15 августа 1585 г.

было торжественнейшим днем в Троицкой обители. Многочисленным сонмом духовенства, во главе с Митрополитом Дионисием, мощи преподобного Сергия были переложены в новый саркофаг (где почивают по сей день), после чего состоялось освящение только что законченного строителями величественного Успенского собора.

И если сам инициатор столь богоугодных деяний не дожил до этого замечательного дня (Иван IV скончался 18 марта 1584 г.), то торжество было возглавлено не уступавшим отцу в благочестии Феодором Иоанновичем, который нарочито прибыл для такого празднества в монастырь.

Радостный колокольный звон долго витал над окрестными полями и лесами.

В настоящее время мощи преподобного Сергия перенесены в Успенский собор и установлены около иконостаса, между алтарной дверью и южным входом, что соответствует их прежнему местоположению в Троицком соборе.

Выбор нового места оказался удачным еще и потому, что как раз против гробницы в иконостасе помещается большой образ Преподобного.

Простая деревянная сень, сменившая пышный балдахин времен Анны Иоанновны, напоминает посетителям храма, сколь приятна простота, которую так любил втечение своей долгой и светлой жизни скромный подвижник.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами Серебряная рака с честными мощами преподобного Сергия Радонежского  в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры

Один за другим молящиеся прикладываются к мощам, получают благословение от стоящего рядом иеромонаха, крестятся и отходят в сторону. Созерцаешь это непрерывное поклонение и невольно задумываешься… Ведь вот уже шестое столетие притекают русские люди к этому гробу, в котором покоится бессребренник и миротворец, мудрец и патриот.

Перед массивной и искусно отделанной гробницей (над нею неугасимо мерцают огоньки в разноцветных лампадах) появляются богомольцы разного возраста, общественного положения, характера и развития.

Что же влечет сюда толпы и одиночек — интеллигентного человека, насыщенного всевозможными знаниями, и пожилую женщину, чей ум не искушен даже началами наук?

Можно найти на такой, вполне уместный для нашего критического века, вопрос многие частные ответы. Они будут так же разнообразны, как разнообразно духовное «я» человеческого существа, как многоцветна жизнь с ее радостями и невзгодами.

Ведь ни влечения ума, ни порывы сердца неповторимы в каждом из нас, и если оказать, что один преклонил свою голову под этой безыскусственной сенью, чтобы оживить и обогатить дорогие воспоминания детства, другой — напомнить слуху старинные лаврские напевы, третья по обету, а кто-то, отягощенный старостью и предчувствием, что ему не придется больше побывать здесь — все это будет совершенно верно. Одно из подобных побуждении может быть необычайно сильно, а другое желание покажется постороннему недостаточно глубоким — и это будет иметь место. И здесь, как в паломничестве к любому объекту, среди веры и горения большинства затеряется примесь пустого любопытства некоторых.

Но это все детали, отдельные проявления чего-то основного, главного. А надо, извергнув неизбежные плевелы, для массы искренних и ревностных, волна за волною омывающих подножие этого замечательного гроба, дать единое и исчерпывающее объяснение — почему она так упорна в своем рвении, почему так неиссякаемо ее движение?

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами Причина, движущая столько индивидумов в одном направлении, не нуждается, по нашему мнению, в тысяче доказательств.

Вера в Преподобного Сергия, в действенность его молитвы перед Тем, в исполнении заповедей Которого он был так неутомим, в его постоянное предстательство за русскую землю, ибо он сам был одним из лучших ее сыновей — эта вера приводит и будет приводить истинно православных к прославленным мощам. А такая неугасающая вера в Преподобного сама является следствием непоколебимой преданности нашего народа Православной Церкви вообще.

Есть у русского народа прекрасные традиции, порожденные нашей замечательной религией. К ним и принадлежит обыкновение прибегать к заступничеству великого угодника в больших и малых делах. Эта традиция уходит своими корнями в далекое XIV столетие, когда жил и подвизался на Руси кроткий игумен Троицкой обители.

Читайте также:  Короткая молитва к господу нашему Иисусу Христу (боже, даруй покаяние до последних дней...)

Основоположником такого благочестивого стремления надо считать великого князя московского Дмитрия Ивановича, чье дерзание поразить врагов Родины вдохновенно поощрял великий Сергий.

С той поры и повелось так, что каждый из деятелей, завершивший правое начинание, спешил к мощам основателя Лавры со словами и лептой благодарности.

Вызванные памятью, преклоняют колени у мощей скорбные и величественные фигуры прошлого. Плачет перед ними внук Дмитрия Донского и отец знаменитого Ивана III, московский князь Василий Темный, в пылу междоусобицы лишенный зрения извергом-родичем.

Однако слепоту сумел он воспринять не как непоправимое несчастье, которое обычно делает человека угрюмым и озлобленным, а как нужное испытание, и смог с признательностью сказать ослепившему его Шемяке: «Ты дал мне средство к покаянию!» Последние годы правления Василия были более благоразумными, чем начало.

Так, с помощью Преподобного моральная сила русского человека проявилась в столь тяжелых обстоятельствах с достаточной полнотою.

Долго молился духовному организатору блестящей Куликовской победы Иван III, готовясь к великому делу свержения татарского ига. Покоритель Казани, юный еще Иван IV почел первейшей обязанностью посетить Сергиеву обитель, прежде чем въехать в Москву, куда он спешил, чтобы увидеть своего первенца и насладиться приветственными кликами народных толп.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами Начало XVII века было для Московского государства суровым испытанием. Междуцарствие и боярские распри, крестьянские движения и иноземное нашествие — все это переплелось сложнейшим образом и вылилось в громадную повсеместную бурю. Героическая оборона Троицкого монастыря, выдержавшего шестнадцатимесячный вражеский натиск, ободряла неуверенных и отчаивающихся.

К стенам всероссийской святыни пробивался доблестный полководец Михаил Скопин-Шуйский, чтобы прославиться победой над Сапегой и сделаться надеждой россиян. К мощам преподобного Сергия принесли храбрые москвичи Дмитрия Пожарского после ожесточенной битвы у церкви Введения на Лубянке, когда, обожженный и изнемогший от множества ран, упал в конце дня замертво мужественный отчизнолюбец.

Гроб великого Сергия явился вдохновителем и собирателем воедино всех патриотических сил. От него устремились по русским просторам гонцы с призывными грамотами архимандрита Дионисия, двинулись посланцы для сбора ратных людей со всех концов страны.

Отсюда, после многодневной тщательной подготовки, повели Пожарский и славнейший нижегородец Минин доблестное ополчение на спасение столицы и всего государства.

Проходит шесть лет, и еще раз поднимаются на стены отважные защитники монастыря, чтобы отстаивать святыню против отрядов польского королевича Владислава. Снова молитвы заступника Руси спасают Москву и обитель.

От какой непоправимой бы утраты сберегла Россию гробница Преподобного в конце того же века, когда в непосредственной близости от нее дважды спасся от убийц Петр Великий! Недаром признательный Петр первые из своих побед, которыми всегда будут гордиться соотечественники, отметил памятником своему спасителю: две восстановленные во взятом Азове башни царь приказал наименовать Сергиевскою и Никоновскою.

Наши предки имели благочестивый обычай брать с собой на поле боя священные реликвии. Еще одним весьма убедительным подтверждением их глубокой веры в то, что Преподобный Сергий является могучим соратником тех, кто обнажил меч в защиту справедливости, служит следующий факт. Образ «Видение Богоматери св.

Сергию», обычно находившийся около мощей, сопровождал русские армии и полки в Полтавском сражении, в Отечественной войне 1812 г. и в других кампаниях. Обращая взоры к изображению наставника, вырастившего таких богатырей, как Пересвет и Ослябя, бомбардиры Петра и солдаты Кутузова ощущали душой невидимое содействие Преподобного и смело поражали неприятеля.

Таким образом, бережно хранимая икона олицетворяла собой небесного патрона русского войска.

И вот, перелистав столько полных величия и драматизма страниц лучшей в мире истории нашего Отечества, что надлежит заключить русскому человеку вообще и верующему в особенности? Ведь в том, что размышление и благоговение воспроизводят перед любым из нас, нет ничего предвзятого и искусственного.

Остается притти к неизбежному выводу, что эта гробница составляет неотъемлемую часть нашей истории, что этот гроб имеет многие основания называться хранителем русской земли. Православный же человек обязательно доведет ту линию событий, по которой продвигалась его мысль, до необходимого логического ее завершения.

Именно, до убеждения в том, что изумительные подвиги нашего воинства и всего населения в Великой Отечественной войне, на четыре с лишним гола нарушившей мирный труд советских людей — эти небывалые и восхитившие весь мир победы одержаны Родиной не без помощи Божией, не без помощи Преподобного Сергия, который не забудет и впредь «посещать чад своих» в трудную годину.

Но не только цари и полководцы молились у гроба Преподобного и поверяли ему свои помыслы и надежды, — не одни лишь Патриархи Востока, каждое посещение которыми Руси бывало весьма благотворным для развития нашей Православной Церкви, спешили в приснославную обитель.

Тысячи безвестных людей, чьи имена живут недолго после их носителей, поклонялись останкам великого подвижника, множество молящихся припадает к ним теперь, и, можно не сомневаться в этом, всегда будут итти паломники к «Сергию-Троице», как зовется в просторечьи Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами Если бы кто-нибудь поинтересовался опросить богомольцев, что привело их под своды старого собора, хранящего ковчег с мощами, то вопрошающий убедился бы, как много хороших древних обычаев сохраняется в среде верующих.

Принято исстари просить Преподобного Сергия помочь отстающему в обучении от сверстников ребенку, ибо памятуют чтущие святого, что сам отрок Варфоломей всегда сопровождал учение горячей молитвой и с молитвою постигнул многое.

Возносятся к смиренному Сергию благодарственные молитвы тех, чьи родственники и близкие сохранены невредимыми на поле брани, ибо знают, что сам Преподобный благословил оружие, воздвигнутое против полчищ Мамая, несших Руси новое разорение и поругание.

С самыми разнообразными прошениями, с какими принято обращаться к угодникам, идут к тому, кто неустанно заботился о ближнем, совершенно забывая о себе. Никакому психологу и знатоку человеческого сердца не удалось бы охватить все содержание и оттенки этих обращений. Поэтому стоит только восхищаться, видя, какую силу и постоянство имеет вера православного человека в Преподобного Сергия, в его снисходительность к людским немощам, в действенность его ходатайства за всех просящих.

Солнечные лучи освещают в течение долгого летнего дня все уголки собора. Поутру они льются сквозь узкие окна алтаря и словно зажигают узоры на облачениях и воздухах, а к вечеру, скользнув по стволам старых лип, как бы тают в воздухе.

Попрежнему теплятся лампады, горят свечи, и чередой прикладываются люди к мощам, прикладываются до тех пор, пока не отойдет всенощная и двери храма не закроются до следующего утра.

А завтра явятся новые богомольцы; среди них будут и здешние поселенцы, приедут с поездами жители столицы и окрестных мест.

Современникам, привыкшим к совершенно другим измерениям, этот почти тридцатилетний срок (есть известие, что тетка царя Ивана, княгиня Ефросиния Старицкая, делала вклад на изготовление раки в 1556 г.) может показаться маловероятным. Помимо необычайной трудоемкости работ по украшению раки, вполне можно допустить, что имели место и некоторые перерывы в таком ответственном деле.

Иногда приходится встречаться с недоумением такого рода: возможно ли в наши дни паломничество в том виде, как оно совершалось прежде? Такое недоумение возникает у лиц, не понимающих, что в разные времена паломничество неизбежно должно принимать и различные формы.

Если в прошлом имело место хождение в Лавру пешком и такое путешествие занимало трое-четверо суток, а сейчас до Троице-Сергиева монастыря можно добраться по железной дороге менее чем за два часа, то нет никаких оснований утверждать, что от этого умаляется возвышенная цель паломничества.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/velikaya-grobnitsa-u-moshchey-prepodobnogo-sergiya

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами

Тропарь

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником.

Темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие, Преподобне отче наш.

[Перевод с церковно-славянского на русский язык]

Как истинный воин Христа Бога, добродетелей исполненный, усердно боролся со страстями в жизни временной, в славословии, в бдениях и посте примером являясь для своих учеников.

Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты был пышно украшен.

Но как имеющий дерзновение ко Святой Троице, помни о стаде, которое ты мудро собрал, и не забудь, как обещал, посещать детей своих, Сергий, Преподобный отче наш.

  1. Кондак
  2. Христовою любовию уязвився, Преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре
  3. [Перевод с церковно-славянского на русский язык]

Любовью ко Христу воспламененный, и за Ним с неуклонной волей последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел ты, Преподобный, и как солнце отечеству твоему воссиял: потому и Христос даром чудес обогатил тебя. Поминай нас, почитающих пресветлую память твою, дабы мы взывали тебе: «Радуйся, Сергий богомудрый!»

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих.

Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши.

Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится.

Читайте также:  Вечерняя молитва преподобного Ефрема Сирина ко пресвятому духу на русском языке

Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.

Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая.

Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели.

Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу.

Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника.

Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси.

Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь.

Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва четвертая

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.

Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Источник: http://semyaivera.ru/2014/10/08/molitvyi-prepodobnomu-sergiyu-radonezhskomu/

День преставления преподобного Сергия Радонежского

Молитва Сергию Радонежскому в его день и перед святыми мощами

  • 8 октября Святая Церковь празднует день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России, Чудотворца, в честь которого освящен правый придел нашего Спасо-Преображенского собора.
  • На кануне малого престольного праздника было отслужено Всенощное бдение с литиёй, которое возглавил настоятель Собора протоиерей Николай Брындин.
  • В сам день праздника в Спасо-Преображенском соборе совершалось две Божественные Литургии.

Раннюю Божественную Литургию возглавил протоиерей Николай Брындин, которая совершалась в пределе в честь преподобного Сергия Радонежского. По окончании Литургии было отслужено славление с молитвой к преподобному Сергию перед иконой с частицей мощей преподобного.

Позднюю Божественную Лигургию возглавил протоиерей Игорь Заваринский. Ко Святому Причастию приступило около пятидесяти прихожан прихожан Собора. По окончании богослужения иерей Андрей Смирнов поздравил прихожан с малым престольным праздником и сказал слово о преподобном Сергии Радонежском.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основатель ее, преподобный Сергий (в миру Варфоломей), был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему.

Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении.

Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость.

После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям.

Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келлию и малую церковь.

Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу.

Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келлии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда.

Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келлии медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена.

Сергий долгое время не соглашался, но, видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 г.

, когда святитель Алексий вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием.

Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием.

Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келлии одного брата. Но в час крайней нужды по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь.

Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне.

Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» – и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия как отца и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители.

В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314–1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет».

Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя.

Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима.

Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Читайте также:  Молитва Спиридону Тримифунтскому на хорошую торговлю и бизнес: как молиться и чего остерегаться

«Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению.

Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери.

Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского.

Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552).

Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.

), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий.

Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места».

В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Источник: http://spaso-preobr-sobor.ru/novosti/405-den-prestavleniya-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo

Читать

Молитва к святому преподобному Сергию Радонежскому бывает услышана всегда, где бы ни находился человек: в храме, дома или где-то в пути. Молиться можно и по этой книге: в Приложении вы найдете изображение иконы святого, а также молитвы и акафист. И помните: где бы вы ни были, какие бы трудности ни испытывали – обратитесь к святому Сергию Радонежскому, и увидите: помощь придет обязательно.

Святой преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!

Послание Иакова, глава 5, стих 16

Часто бывает так: человек молится Богу, но Бог как будто не слышит его, хотя молитва горяча и искренна. Но стоит тому же человеку обратиться в своей молитве к какому-либо святому – и помощь приходит незамедлительно. Отчего так случается? Ведь не следует же из этого, что святой «сильнее» Бога? Конечно, не следует. Тем более что подать помощь по молитве может только Бог.

И все же, почему молитва святому порой оказывается более действенной, чем молитва самому Богу? Чтобы понять это, нужно вдуматься в те слова, которыми мы молимся святым:

Святой отче (или святая мати), моли Бога о нас!

Мы просим святого, чтобы он за нас помолился Богу. И эта молитва бывает услышана гораздо быстрее, чем когда мы молимся Богу в одиночестве. Именно так: молясь святому, мы просим его присоединиться к нашей молитве. Ведь молитва – это особое умение. Мало кто из людей владеет им в совершенстве.

Даже когда мы всем сердцем обращены к Богу, ум все равно отвлекается на какие-то посторонние предметы. Нередко человек только думает, будто он молится, а на самом деле размышляет о вещах, очень далеких от молитвы.

Неудивительно, что Бог не слышит его! Святой никогда не отвлечется от молитвы, потому что молитвенное предстояние перед Господом – единственная его «работа». Собственно, и святым человека назвали потому, что он сумел так приблизиться к Богу, что Бог стал действовать через него. Ведь ни один человек в мире сам по себе не свят.

Свят только Бог. Святой и значит – Божий, то есть пришедший к Богу. У каждого человека есть возможность прийти у Богу, стать святым. Но удается это далеко не каждому.

Путь к Богу одновременно и прост, и сложен. Прост он, потому что Бог всегда находится рядом с человеком, всегда слышит его. А труден оттого, что наша мирская жизнь полна суеты – житейских забот, желаний, наслаждений, соблазнов.

Человек то и дело попадает в силки этих суетных дел и забывает о Боге. Вот здесь-то и приходят на помощь святые. Они сами прошли этот трудный путь, и знают, где человека поджидает опасность.

Святые – наши незаменимые проводники на пути к Богу, и потому мы призываем их на помощь.

О том, как важно молиться святым, писал архимандрит Сергий (Спасский): «Несомненно то, что если бы не было святых Божиих на земле; то не было бы и нас.

Если бы перед всемирным потопом не обрелся на земле праведный Ной с его семейством, то весь род человеческий погиб бы в волнах потопа. Сему великому праведнику все народы и мы обязаны бытием своим на земле.

Аврааму Бог открыл, что Он готов пощадить большой город, если в нем найдется десять праведников (Быт. 18, 30). Устами пророка Исаии Он возвестил, что святым семенем стоит земля (Ис. 6, 13).

Не только временным бытием своим на земле мы обязаны святым Божиим, но они ведут нас и к вечному блаженству на небесах. Они споспешники Богу в деле нашего спасения. И во-первых: святые Божии ведут нас ко спасению своими писаниями.

Через кого даны нам книги Святого Писания Ветхого и Нового Заветов? Через Моисея и пророков и апостолов.

Если мы чтим книги Святого Писания, то как не чтить тех, через которых они написаны? Как не чтить далее святых отцов и учителей церкви, которые своими сочинениями изъяснили Святое Писание, посрамили еретиков, утвердили православную веру?

Во-вторых, святые Божии ведут нас в царство небесное своею добродетельною жизнию, которую они вели на земле.

Несомненно, что страдания мучеников за веру во Христа утвердили в их время многих слабых христиан в вере, многих язычников привлекли ко Христу и послужили к распространению веры Христовой, которою и мы спасаемся; а чтение житий мучеников, святителей, преподобных мужей и жен, Христа ради юродивых и других святых, скольких спасло и после них, скольких умудрило и умудряет в борьбе с соблазнами мира и злыми духами. По истине святые Божии суть образы нам в деле спасения (1 Петр. 5, 3; 1 Тим. 4, 12).

В-третьих, святые Божии ведут нас в царство небесное своими ходатайственными молитвами за нас перед Богом и своею помощию в деле нашего спасения. Сильно ходатайство святых перед Богом еще во время земной жизни их за людей. Царь Герарский Авимелех обидел Авраама и сам Бог повелел этому царю просить молитв за себя у Авраама и только по ходатайству сего праведника избавил его от смерти (Быт.

20, 7; Иов. 42, 7–9; Иаков. 5, 16–18). Тем более сильны ходатайственные молитвы святых за нас на небесах; ибо они там несравненно ближе к Богу. Мы знаем, что св.

пророк Илия, еще во время вознесения на небеса, даровал Елисею сугубую благодать, то есть, вдвое большую, чем сам имел на земле, ибо на небесах он прославлен несравненно более, чем вдвое» (Архимандрит Сергий (Спасский), О почитании икон).

Разными путями люди достигали святости, поэтому в церкви святые именуется по-разному. Мучениками называют тех, кто был убит или до смерти замучен за Христа.

Апостолами – тех, кто был послан самим Христом проповедовать слово Божие; равноапостольными – тех, кто по делам своим уподобился апостолам.

Праведными Церковь называет подвижников, живущих в миру, святителями – подвижников в сане епископа.

Были в сонме святых и такие, которые всю свою земную жизнь посвятили тому, чтобы научиться молиться всем своим существом, не отвлекаясь ни на какие другие заботы. Ради этого умения они отказывались от бытовых удобств, мирской карьеры, семейных радостей.

Даже потребности собственного тела были для таких людей менее важны, чем молитва. Постепенно, шаг за шагом овладевали они этим сложным искусством, и, в конце концов, молитва их становилась совершенной.

Эта молитва, очищенная от всяких житейских помышлений, была сосредоточена только на Боге, и оттого каждое слово такого человека было услышано. Таких святых называли преподобными.

Зная об их особом молитвенном умении, или подвиге, люди приходили к ним со своими бедами и нуждами, и просили молитв. И всякий раз прошение было удовлетворено: больные исцелялись, нищие получали помощь, заблудившиеся обретали путь.

К числу таких подвижников относился и святой преподобный Сергий Радонежский. Еще при жизни своей он прославился особым молитвенным даром: люди из дальних мест приходили к нему со своей бедой и просили помолиться о них. Молитва Сергия помогала всегда. Помогает она и теперь, через сотни лет после его блаженной кончины.

В нашей книге мы расскажем вам о некоторых чудесах, случившихся по молитве Сергия. Одни происходили во время его земного бытия, другие были явлены уже по смерти святого. Не хватит и десятка книг, чтобы перечислить все известные чудеса преподобного Сергия.

Читая о них, понимаешь, что есть и другие чудеса, неизвестные нам: ведь на протяжении веков в Троице-Сергиеву Лавру приходили и продолжают приходить паломники, и у каждого – своя боль, своя проблема.

А сколько людей молится преподобному Сергию в своих домашних молитвах? И ведь помощь приходит, просто знает о ней лишь тот человек, который молился.

Сергий Радонежский почитается Православной Церковью не только как великий подвижник, но и как удивительный молитвенник за людей. Для него не было и нет такой нужды людской, которая была бы слишком «мелкой», «недостойной», за которую он не умолил бы Бога. Поэтому преподобного Сергия всегда почитали как особого, «своего» святого.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=209955&p=3

Ссылка на основную публикацию