Молитвы Святому Духу: полный православный сборник текстов на русском языке

Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Святой дух — третье Лицо Святой Троицы, Господу Животворящему. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят.

Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века. Читать молитву Царю Небесный можно и келейно, в домашней молитве.Молитвы Святому Духу

Часто приходится слышать о том, что Царю Небесный — очень сильная молитва. Произносить ее можно, когда человек:

  • Просит о помощи в любом деле.
  • Не может освободиться от власти греха.
  • Испытывает кризис веры.

Но сила молитвы зависит не от того, какой текст произносится, а от веры человека. Ритуальное произношения текста молитвы без истинного разговора с Богом не имеет никакой «особенной» силы.

Царю Небесный текст молитвы

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Объяснение:

Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.

На русском:

Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Толкование молитвы «Царю Небесный»

Святой Дух упоминается в Ветхом Завете три раза: дважды в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах. А вот в Новом Завете Святой Дух появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускался во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа.

О нем не раз говорили евангельские персонажи. Он приходил к Апостолам, когда те шли на проповедь.

Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

О Святом Духе в Писании

Нетленный Твой дух пребывает во всём. Прем.12,1

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Ин.16:13–14

Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Деян.1,8

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. Рим.15,32

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Ин.4,23

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Мк. 13:11

Ибо не мерою даёт Бог Духа. Ин.3,34

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем- «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий. Рим.8,14–16

И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Еф. 4,30

Молитвы Святому Духу

Человеку бывает сложно осмыслить, что такие ипостаси Бога. Кто есть — Святой Дух? Чтобы объяснить на более понятном человеку примере, можно сказать, что мужчина одновременно является:

В молитве говорится о вездесущности Господа, о том, что ничто и никто не укроется от Него. Дух пребывает везде, и мы просим его защитить нас от власти смерти и греха, которым человек был поражен.

Мы говорим о Святом Духе «Утешитель», потому что Он утешает нас в скорбях, называем Его Духом Истины, потому что Истина есть только в Боге. Мы говорим, что Он — жизни Податель, потому что для человека источник жизни в Боге и Его милости.

Поселившись в нас и, очистив нас от скверны грехов, Дух Святой дарует нам вечную жизнь и спасение через жертву Господа нашего Иисуса Христа.

Источник: https://www.pravmir.ru/caryu-nebesnyj-molitva/

Молитва Святому Духу. Закон Божий — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наши.

Царю — Царь; Утешителю — Утешитель; Душе истины —Дух истины, Дух правды; Иже — Который; Сый — сущий, находящийся; вся исполняяй — все наполняющий; сокровище благих — сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; жизни Подателю — Податель жизни; прииди и вселися — приди и вселись в ны — в нас; от всякия скверны — от всякой нечистоты, то есть от всех грехов; Блаже — благой, добрый.

Молитвы Святому ДухуМы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил и апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо.

Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Молитвы Святому Духу Святая Троица (Сопрестолие). Вторая половина XVIII в. Центральная Россиия (Тверь?)   неизвестен, коллекция Феликса Комарова, Public Domain

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатно и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами:

  • Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме;
  • очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи,
  • и через это даруй нам Царство Небесное.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/15138-molitva-svyatomu-duxu/

Молитва Святому Духу — текст, подготовка и правильное чтение

Одной из достаточно древних молебен считается молитва Святому Духу. После пробуждения священнослужители советуют начинать день с прочтения священных строк.

Если человек игнорирует чтения, тогда он подвергается влиянию злых сил, которые пагубно влияют на его состояние. Регулярное обращение к Святому помогает очистить душу и разум от лишнего, убережет от пагубных поступков.

Начальный этап

Изначально можно использовать начальный священный текст. Он произносится перед другими священными текстами. В этот момент можно попросить о важном, о благословении. В конце священного текста следует употребить «Во имя» и «Аминь», что означает истину.

Молитвы Святому Духу

Изъяснение

Важно, что в молитве Святому Духу Царю Небесному человек обращается также к Святой Троице. Царь Небесный – это название означает равенство Отца и Сына. Известно, что он является царем над земным миром, владеет им всецело.

Молитва 5-я, святого Василия Великого

«Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти, в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй, сердца́ же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый, Безнача́льный и Присносу́щный Све́те, у Него́ же несть премене́ния, или преложе́ния осене́ние; Сам, Безсме́ртный Царю́, приими́ моле́ния на́ша, я́же в настоя́щее вре́мя, на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще, от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м, и оста́ви нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию, ве́дением, или́ неве́дением согреше́нная на́ми; и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И да́руй нам бо́дренным се́рдцем и тре́звенною мы́слию всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́, ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, в о́ньже со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо отда́ти по дело́м его́; да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая, и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Молебен

Его также называют утешителем, ведь он часто утешает людей во времена скорби, или какого – либо несчастья. Это Дух Истины, ведь он служит во имя общего спасения людей. Иисус Христос дал такое название ему. Это произошло во время общения с учениками, что проходила во время священной вечери:

«Утешитель же, Дух святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26).

Когда же приидет Учитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин.16:13-14)».

Известно, что после того, как он сошел на апостолов по Вознесении и действительно стал Утешителем. Он помог пережить разлуку с Господом. Это стало причиной искренней радости. После этого Святой стал направлять апостолов на истинные, праведные решения.

Молитвы Святому Духу

Подобным образом молитвенное обращение помогает человеку. Святой может стать для нас Утешителем и ориентиром в праведных делах. Во время скорби и печали, для познания истины следует использовать священный текст молитвы.

Читайте также:  Вечерняя молитва (ненавидящих и обижающих нас прости...): текст и объяснение смысла

Он может увидеть, что нужно человеку и дать ему это. В земном мире все им движется, оживает.

После регулярного чтения молебен праведные люди получают святую и духовную, очищенную от пагубных пристрастий и мыслей жизнь. Следует обращаться к Высшим Силам со словами: «Приди и поселись в нас».

Эта фраза означает желание человека открыться Духу, просьбе очиститься от пагубного, направить на истинный путь.

Духовное обращение к Святому следует начинать перед чтением других молебен.

Еще одно его название – Управляющий земным миром. Ведь он видит абсолютно все, что происходит, обращает внимание на нужды человека. Он поистине является хранителем благодеяний, источником благ.

Еще одно название – Податель. В земном мире движение и жизнь происходит с его помощью. Духовная, святая и загробная жизнь человека связанная со Святым. В священных строках к нему, мы просим сделать нас лучше, достойными всего хорошего. Просьбы очищения душевного мира человека способствуют дарованию Царства Небесного.

Священнослужители советуют подкреплять любые слова благими действиями. Это касается милостыни, и помощи всем нуждающимся. Посещайте церковь по возможности чаще.

Предначинательная молебен

В данном тексте используются фразы «Помилуй нас». Имеется виду милость, о которой просит в духовном обращении человек. Иисус считается спасителем, который имел все дары Святого, но отказался от них во имя людей. В тексте мы сознаем греховность, прося о прощении, благодати и заступничества.

Данные слова предназначены не для просьб, а для хвалы. В них человек славит имя Его. В конце молитвенного обращения важно сказать, Слава Богу, как знак благодарности за милость.

Выводы

Важно по возможности чаще молиться к Святому Духу. Это благоприятно скажется на душевном состоянии, равновесии и очищении от пагубных мыслей и дальнейших поступков. Святой считается благодатной сокровищницей, из которой можно черпать дары. Считается, что именно эта Высшая Сила направляет человека на истинный путь, оберегает от совершения проступков.

Необходимо подкреплять слова действиями, вести праведный образ жизни и помогать нуждающимся. Это не останется незамеченным, на вас обязательно снизойдет благодать.

Источник: http://velikijpost.ru/molitva-svyatomu-duxu/

Молитва Святому Духу

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

  • МОЛИТВА
  • «Царю́ Не́бесный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Блаже, ду́ши на́ша».
  • ПЕРЕВОД
  • «Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т.

е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси.

Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος).

Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку.

Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой».

Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы).

Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Источник: http://borsheva.ortox.ru/2013/07/29/molitva-svyatomu-duxu/

Храм святителя чудотворца николая на водах — молитва святому духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Вы уже знаете, дети, что Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, Спаситель наш Господь Иисус Христос, приходил на землю для того, чтобы научить людей благочестивой жизни, чтобы люди во всем слушались Бога, почитали родителей, никогда не лгали, не ссорились между собою, а жили бы в любви и согласии и во всем помогали один другому.

Научив людей, Иисус Христос потом вознесся на Небо. Как же это, дети, Иисус Христос научил людей, с которыми жил, а потом и вознесся на Небо; кто же нас научит тому, чему Спаситель учил, живя на земле? — А вот послушайте. — Когда Иисус Христос говорил верующим в Него, что Он скоро от них вознесется на Небо, то они начали печалиться об этом.

Тогда Иисус Христос в утешение им сказал: Лучше, если Я уйду от вас; тогда Я выпрошу вам у Отца Моего Духа Утешителя, Который напомнит вам и повторит с вами то, что Я говорил вам, и наставит вас на всякую истину (См.: Ин. 14, 16-17; 16, 13-14).

Действительно, прошло только десять дней после Вознесения Господня, как Дух Святой сошел на верующих во Христа, просветил их разум, и они с особенной ясностью вспомнили и уразумели все, чему учил их Иисус Христос.

С тех пор Дух Святой наставляет верующих во Христа на всякую истину и помогает им в каждом добром деле. Поэтому нам следует заботиться о том, чтобы не огорчить чем-нибудь Духа Святого, чтобы благодать (сила) Божия не оставила нас.

А чтобы этого не случилось, нужно нам чаще обращаться к Святому Духу с сердечной молитвой.

После молитвы Иисусовой и краткого славословия сейчас же и установлено просить Святого Духа о том, чтобы Он научил нас тому, чему во время земной жизни Иисус Христос учил людей, чтобы очистил нас от всякого греха и таким образом спас наши души от вечной погибели.

Вот, дети, молитва Святому Духу: перекреститесь и выслушайте ее перевод на русский язык со вниманием. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Сокровище благих и Податель жизни! Приди и вселись в нас, очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Блаже, наши души. Разберем по частям молитву Святому Духу.

Здесь о скольких Лицах говорится, дети? Об одном, или о трех? — Здесь говорится об одном и том же Лице; но это Лицо названо тремя именами. Зачем одному и тому же Лицу дано три имени?

Читайте также:  Краткая молитва к Богу Отцу о даровании разумения: обряды и ритуалы для обретения разума

Царь Небесный — первое название. Вы знаете, что на земле самое почетное и самое великое имя — царь; человека, равного царю по власти, во всем царстве нет ни одного. Царь управляет целым народом; добрым дает милости, злых наказывает.

Кого же можно назвать, дети, Небесным Царем? — Небесным Царем можно назвать Того, Кто больше всех имеет власти на Небе. А Кто, кроме Бога, выше всех на Небе?! Значит, когда мы говорим Святому Духу: Царь Небесный, то этим называем Его Богом.

Дух Святой и есть Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы, вместе с Отцом и Сыном царствующий на Небе и во всем мире. Следует повторение с детьми.

Утешитель — второе название. Вы помните, дети, кого Иисус Христос называет Утешителем? Утешителем Он называл Святого Духа, когда обещал послать Его на землю.

С тех пор Дух Святой, сходя на верующих, подает им истинное утешение и святую радость во всех бедах, скорбях и несчастьях. Жизнь человеческая полна таких скорбей, которых на земле никто из людей не в может облегчить.

Один только Святой Дух в любом горе всегда приносит утешение и успокоение. Повторение вместе с предыдущим.

Дух истины — третье название. Почему Дух Святой назван еще Духом истины? Потому, что Он наставляет людей только на одну истину, помогает им делать только одно добро. Есть, дети, еще дух лжи: злой дух, который учит нас говорить неправду и соблазняет на дурные дела. От него мы должны всегда удаляться, чтобы не подвергнуться тяжким скорбям и бедам. Повторение.

Так вот, дети, Святому Духу даны в молитве три названия затем, чтобы мы знали: Святой Дух есть Бог, который утешает людей во всех бедах и наставляет их на всякую спасительную истину.

Почему Дух Святой называется Царем Небесным? (Требовать от детей полного ответа.) Как еще называется Святой Дух? Кто назвал Святого Духа Утешителем и Духом истины? Нет ли в мире духа лжи? Повторите все три названия Святого Духа. Зачем эти три названия употреблены в молитве Святому Духу?

Теперь разберем, дети, что еще сказано в этой молитве о Святом Духе. Далее в молитве Святому Духу говорится, что Он везде находится и все наполняет.

Кто в одно и то же время может везде находиться? — Можем ли мы с вами в одно время быть и в классе, и дома? Нет, мы не можем. Кроме Бога, никто не может везде находиться. Святой Дух, как Бог, может находиться везде.

И где бы мы ни помолились Святому Духу, Он везде услышит нашу молитву и подаст нам то, что в молитве мы у Него просим. Повторение с детьми.

Далее в молитве Святой Дух называется Сокровище благих. Сокровище, или же хранилище, кладовая, также — драгоценная вещь. Дух Святой назван Сокровищем благих потому, что Он раздает Божественные силы, необходимые человеку для благочестивой жизни.

Верующие могут получать от Святого Духа благодатных даров столько, сколько смогут принять и вместить. О Святом Духе сказано, что благодатные дары свои Он разделяет каждому верующему особо, как Ему угодно (1 Кор. 12, 11).

Дары эти и составляют драгоценное, незаменимое сокровище для христиан. Повторение.

Еще в молитве Святому Духу говорится, что Дух Святой есть Податель жизни. Чем, дети, отличается живой человек от мертвого? Да тем, что живой может что-то делать, а мертвый ничего не может. Отчего же мертвый, похожий на других людей, не может ничего делать? Оттого, что в нем нет жизни, нет силы действовать.

Значит, дети, если в человеке нет силы делать добрые дела, то в нем нет и полной жизни. Замечательно, когда весеннее солнце начнет согревать растение, замерзшее зимой, откуда ни возьмись, на нем: сперва почки потом листочки, далее цветочки и наконец плод.

Так и человек без Божественной силы Духа Святого не может делать ничего доброго и спасительного для себя: все доброе кажется ему тогда тяжелым и даже невозможным. Но как только Дух Святой оживит нас Своей благодатной силой, мы становимся способными к великим делам.

И это оттого, что Святой Дух подает нам Божественную силу делать и жить так, как заповедал нам жить Спаситель наш Господь Иисус Христос. Этот же Дух Святой вместе с Богом Отцом и Сыном, при сотворении мира, дал жизнь человеку и прочим тварям, почему Он и назван Податель жизни. Повторение.

Что вы, дети, узнали о Святом Духе? Отчего Он может везде находиться и все наполнять в мире? Когда и где можно молиться Святому Духу? Почему Святой Дух назван Сокровищем благих? Что сказано в молитве о Святом Духе и как нам надо веровать в Него?

После осмысленных детских ответов на предложенные вопросы можно продолжать изучение молитвы Святому Духу.

А попросили ли мы, дети, чего-нибудь себе у Святого Духа в разобранных нами словах молитвы? Нет еще. А многого, очень многого позволено нам просить у Святого Духа; мы можем просить Его прийти и поселиться в нас и очистить наши души от скверны греховной.

Значит, дети, Дух Святой, хотя везде находится и все наполняет, но может и не быть с нами, может и не помогать нам? Да. И так бывает, когда мы не призываем Его в усердной молитве и когда делаем дурное.

Не так было бы страшно, если бы в нас только не было Святого Духа; но когда в человеке не бывает Святого Духа, то в нем поселяется нечистый дух злобы, который соблазняет человека на дурные дела. О, как страшен этот дух злобы, оскверняющий человека всякими нечистыми мыслями, греховными пожеланиями и преступными делами.

Нужно нам усердно просить Святого Духа, чтобы Он пришел и поселился в нас и очистил бы нас от всякой греховной нечистоты. Грехи, дети, всегда делают нас нечистыми перед Богом, они в душе человека все равно, что грязное пятно на белой одежде.

Но так как мы сами по себе, своими силами не можем очиститься от скверны греха, то что же нам делать, как не просить Духа Утешителя, чтобы Он поселился в нас и очистил от всякой нечистоты.

Молитву Святому Духу мы заканчиваем следующими словами: Спаси, Блаже, души наши! Кого мы называем словом Блаже? — Блаже значит Благий, Добрый; так мы называем Святого Духа, потому что никто так не добр, как Святой Дух. — Многого мы просим себе у Него; просим того, чего вовсе и не заслуживаем; между тем, по бесконечной доброте и любви к нам Святого Духа, мы надеемся получить от Него все, просимое нами.

Что мы высказываем Святому Духу словами молитвы: Спаси души наши? — разберем эти слова.

Кого и когда спасают? — Когда человек горит, тонет или когда его грабят; словом, когда погибает, то и спасают его от неизбежной гибели посторонние люди.

И мы, дети, когда грешим, то находимся в опасности погибнуть навсегда, поэтому должны молиться Святому Духу примерно так: Душе святый, мы не имеем сил и средств сделаться сами собою добрыми и благочестивыми; сознаем опасность, а помочь себе не можем; умилосердись же над нами, спаси нас, Утешитель благий, Душе истины.

Скажите, дети, чего мы просим у Святого Духа? Всегда ли Святой Дух бывает с нами и помогает нам? Что бывает с человеком без Духа Святого? От какой нечистоты просим мы Святого Духа очистить нас? Почему Святому Духу говорим Блаже? Зачем просим Его спасти нас? Кого спасают? Повторите всю молитву Духу Святому.

Так ли эту молитву читают и поют в церкви, как мы говорили ее? — Нет, в церкви эта молитва читается иначе. Отчего же, дети, б церкви читают и поют не так, как мы говорим? Об этом я и хочу вам сказать.

— Раньше русские люди и говорили тоже по-церковному, но со временем разговорная речь мало-помалу стала изменяться и до того уж наконец изменилась, что только в церкви и можно услышать теперь то наречие, на котором говорили наши предки, славяне. Поэтому и язык церковный называется славянским.

Наш разговорный язык во многом отличается от церковнославянского, и вам всегда надо стараться замечать в молитвах каждое непонятное слово и узнавать, что оно значит и каким разговорным русским словом может быть заменено, иначе молитв, читаемых в церкви, мы не поймем.

Вы уже знаете молитву Святому Духу на простом разговорном наречии, надо еще узнать, как она звучит на церковнославянском. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины по-церковному говорится так: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины.

Замечайте же непонятные слова, да и те, которые я сказал с маленькой разницей против разговорной речи. Царь, а я как сказал по-церковному? Царю. Небесный и по-церковному так же. Утешитель. Я сказал: Утешителю. Дух истины, а по-церковному: Душе истины.

Теперь повторите же все начало молитвы по-церковному. — Царю Небесный…

Идет повторение молитвы со всеми детьми порознь, и когда все сознательно усвоят значение слов церковнославянского языка, то можно продолжать перевод молитвы.

Далее, дети, в молитве Святому Духу вы что говорите? — Который везде находится и все наполняет, Сокровище благих и Податель жизни. По-церковному эти слова читаются так: Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю.

— Слово: Который я по-церковному сказал: Иже; везде находится — по-церковному: везде сый; все наполняет по-церковному: вся исполняяй; Сокровище благих и по-церковному так же; Податель жизни, а по-церковному: жизни Подателю. Повторите по-церковному: жизни Подателю. Повторите по-церковному: Иже везде и пр.

Повторите молитву сначала и скажите непонятные слова: Иже, сый, исполняяй — что они значат? Иже — Который и т. д. Скажите слова, которые одинаковы по началу, но различны по окончанию: Царь — Царю, Утешитель — Утешителю, Дух — Душе. Скажите слова, которые в молитве говорились одинаково: истины, жизни, Сокровище благих.

Значит, дети, некоторые слова и сейчас мы говорим так же, как говорили наши предки славяне и как они слышатся нами в церкви? — Да, иначе мы церковной службы и вовсе не могли бы понять. (Переспросить всех детей порознь.)

Будем, дети, продолжать дальше. О чем мы просим Святого Духа? Говорите как знаете. Приди и поселись и проч. Слушайте же, как я это скажу по-церковному: прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.

Замечайте же опять разницу в словах: слово приди по-церковному я сказал: прииди; поселись сказал: вселися; в нас сказал: в ны; очисти и я сказал так же; от всякой нечистоты по-церковному: от всякия скверны; и спаси, Блаже, души и я сказал так же; наши, а я сказал наша.

Читайте также:  Вечерняя молитва преподобного Ефрема Сирина ко пресвятому духу на русском языке

Говорите же, какие заметили непонятные слова? Их два: скверны, в ны. Что же они значат? Скверна — нечистота, гадость; в ны — в нас.

Какие слова с маленькой разницей и довольно понятны? Приди, по-церковному прииди; поселись, по-церковному вселися; от всякой, по-церковному от всякия; наши, по-церковному наша. Какие слова без всякой перемены? Спаси, Блаже, души.

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/detskaya-stranitsa/134-o-molitve/141-molitva-svyatomu-dukhu

Молитвы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

(Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному (Поклон) .

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

СлаваТебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Песнь Богородицы

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил мне еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и стадавша, и погребенна. И воскресша в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию небудет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва о живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

В конце всякого молитвословия и всякого дела

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

Иисусова молитва

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчей, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящие, от сряща, и беса полуденного. Падет от страны твоея тысяча, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохрани тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Молитва Архангелу Михаилу

Господи, Боже Великий, Царю безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя). Защити, Архангеле, нас от всех врагов, видимых и невидимых.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушителю, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их яко прах перед лицом ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Архистратиже, шестокрылый первый княже, воевода Небесных Сил — Херувим и Серафим и всех святых.

О Угодный Михаиле Архангеле! Хранителю неизреченный, буди нам великий помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустынях, на распутьях, на реках и на морях тихое пристанище.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести лукавыя диавольския, егда услышишь нас, грешных (имя), молящихся Тебе, призывающих имя Твое Святое, ускори на помощь нам и услыши молитву нашу.

О Великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся нам, силою Честнаго и Животворящего Небесного Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы, святых Ангелов и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святаго великого Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, святаго Андрея Юродивого, святых великомучеников Никиты и Евстафия, святых Царственных страсторерпцев, преподобных отец и святых святителей и мучеников и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле!

Помоги нам, грешным рабам Твоим (имя), избави нас от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти, от всякого зла и от врага льстивого, и от бури поносимыя, и от лукаваго избави нас, великий Михаиле Архангеле Господень, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь

О, святой Архистратиже Божий Михаиле! Молниеносным мечом Твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.

Молитва сия древняя написана на паперти Чудова монастыря в Кремле в Церкви Михаила Архистратига.

Аще который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его. Аще ли преставится от жития сего, то и ад душу его не примет!

Заповеди Божии

Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе. (Евангелие от Матфея, гл.22.ст.37-39)

Десять заповедей Божиих:

1. Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя. В день же седьмый — суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго

Блаженства Евангельские

  • Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное.
  • Блажени плачущие, яко тии утешатся.
  • Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
  • Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
  • Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
  • Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
  • Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
  • Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

(Евангелие от Матфея,гл.5,ст.3-12)

Три добродетели:

1. Вера. 2. Надежда. 3. Любовь.

Семь смертных грехов

1. Печаль. 2. Гнев. 3. Уныние. 4. Чревоугодие. 5. Блуд. 6. Сребролюбие. 7. Гордость — Тщеславие.

Источник: http://hramspiridon.ru/novonachalnym/molitvoslov/molitvy

Ссылка на основную публикацию